Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

Как вернуть переплату по налогам

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

У любого юридического лица может возникнуть переплата по налогам. Как ее вернуть? Механизм действий будет зависеть от того, почему случилась переплата.

Если вы допустили неточности в заполнении документов, приписали лишние цифры или вообще вписали не ту сумму – действуем по одной схеме. Если ошиблись инспекторы, то действовать придется несколько иначе. Итак, переплата по налогам.

Как вернуть свои деньги, ошибочно перечисленные налоговикам? Давайте разбираться.

Можно ли вернуть переплату по налогам

В первую очередь, предпринимателю необходимо выяснить, откуда взялась переплата по налогам – или это ошибка самого предпринимателя, или неправильные действия налоговых инспекторов.

Это важно еще и потому, что в случае, если переплата случилась из-за налоговиков, вы имеете право получить обратно не только свои деньги, но и проценты. В каких случаях начисляются проценты – поговорим ниже.

Пока скажем лишь, что сумму процентов можно рассчитать с помощью специального онлайн-калькулятора либо по формуле с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ и количества дней просрочки.

Как определить, излишне уплачен или излишне взыскан? Чтобы вернуть переплату по налогам, необходимо руководствоваться отличительным критерием – основанием для перечисления в бюджет.

Обнаружить переплату может сам предприниматель. Случается, что факт переплаты по налогам вскрывается налоговиками при проведении какой-либо внутренней проверки. Право на возврат излишков у вас в любом случае сохраняется.

Предположим, инспекторы ФНС, проверяя собственную деятельность, обнаружили переплату по налогам. Их обязанность − незамедлительно оповестить об этом организацию или предприятие, с которого были взысканы излишки.

Срок для сообщения о факте переплаты, обнаруженной налоговым органом, – 10 дней. В данном случае имеются ввиду рабочие дни. Форма уведомления содержится в приказе ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В сообщении о переплате по налогам будет содержаться дата обнаружения ошибки.

Излишне уплаченный налог образуется, если вы оплатили больше, чем должны были оплатить по закону. Независимо от причины, по которой это произошло, можно переплату по налогам вернуть. Как это сделать – узнаем чуть позже, пока поговорим о возможных причинах переплаты.

Например, вы могли неправильно рассчитать сумму, указать в платежном документе не ту цифру, ошибочно дважды заплатить один и тот же налог, внести больший аванс, чем требовалось. Еще один вариант возникновения переплаты по налогам – изменение законодательства.

В любом случае вам должны вернуть переплату по налогам.

Излишне взысканный налог – это переплата, произошедшая по вине налогового органа. Это не обязательно ошибка налоговиков при расчете суммы.

Могут быть и другие варианты, например, если юридическое лицо оспорило сумму налога в суде, но начисления уже уплачены.

Возможно, переплата по налогам случилась потому, что налоговики ошибочно рассчитали сумму задолженности, которой на самом деле не было или она была меньше начисленной.

В любом случае если инспекторы не нашли ошибки, это не оспаривает ваше право обратить внимание на нее и потребовать вернуть переплату по налогам. Как правило, предпринимателям идут навстречу.

Тем более что переплату можно вернуть и деньгами на банковский счет предпринимателя, и направить на оплату следующих обязательных налоговых взносов. Также надо учитывать, что фискальные органы переведут переплату по налогам сначала на погашение налоговых долгов.

Затем с помощью излишков покроют долги по разного рода штрафам и процентам (пеням). В конечном итоге вам отдадут ту сумму, которая останется после того, как вы расплатитесь по всем долгам.

Естественно, налоговики охотнее засчитают переплату по налогам, чем вернут ее «живыми» деньгами. Хотя бы потому, что механизм зачета проще. Но это не всегда возможно, если переплата произошла, например, по налогу областному, а задолженность у вас по налогу муниципальному. При возврате переплаты по налогам всегда сохраняется железное правило − налоги должны быть одинакового уровня.

В отдельных случаях инспекция отправляет переплату по налогам на погашение долгов, и вы узнаете об этом как о свершившемся факте. Но это происходит не всегда, поэтому если вы обнаружили переплату по налогам, как можно быстрее уведомите налоговый орган: чем быстрее погасите долги – меньше будет пеня за просрочку.

Несмотря на то что мы рассказали о трех вариантах, вернуть переплату по налогам, как правило, непросто в том случае, если речь идет о зачете излишне внесенной суммы налога.

В Налоговом кодексе нет прямого указания на такую возможность, однако налоговые органы могут пойти на уступку. Для этого нужно проконсультироваться со своим налоговым инспектором.

Внутренние регламенты разрешают возвратить переплату по налогам в виде оплаты будущих налогов.

Переплата по налогам: как вернуть в зависимости от того, кто обнаружил

После того как обнаружена переплата по налогам и выяснена причина, по которой она случилась, действовать нужно одним из следующих способов:

Переплату обнаружила инспекция

Налоговый кодекс РФ (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ) гласит, что налоговики должны уведомить об обнаружении переплаты руководство предприятия. На это им отводится 10 дней (рабочих).

Извещение должно соответствовать требованиям, указанным в приказе ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Предприниматель может получить его с помощью «Почты России» либо с помощью средств телекоммуникации.

Также извещение о переплате может прийти в «Личный кабинет» (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

В каком случае переплату по налогам обнаруживает инспектор? Как правило, это происходит в результате внутренней проверки, которые сами инспекторы время от времени проводят. График внутренних проверок предпринимателям неизвестен, может получиться так, что переплату по налогам не найдут вовремя.

Поэтому если вы самостоятельно выявили переплату по налогам, как можно быстрее сообщите это налоговикам.

Кроме того, как показывает практика, информация о переплате по налогам не всегда доходит до предпринимателя, в том числе и по причинам, не зависящим от налогового органа (например, в результате плохой работы почтовой службы).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Пункт 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» гласит: принудительное взыскание возможно только в том случае, если инспекция еще не потеряла право на это взыскание.

Что это значит? Право теряется в том случае, если налоговики пропустили двухмесячный срок, данный им на вынесение решения о принудительном взыскании долга (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вы переплатили НДС. Что делать?

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

Материал предоставлен редакцией бератора «НДС от А до Я»

Если у вас возникла переплата в бюджет по НДС, вы можете зачесть ее в счет уплатыдругих налогов или вернуть на расчетный счет. Как это сделать, зависит отпричины переплаты: вы сами ошиблись и заплатили больше, чем нужно, или излишнююсумму взыскала с вас налоговая инспекция.

Что делать, если вы сами переплатили налог?

Переплатить налог можно по ошибке: например, бухгалтер ошибся при расчетеналога или при заполнении платежного поручения.

Если ошибка произошла в расчете налога, то Налоговый кодекс (ст. 81) требуетподать в налоговую инспекцию исправленную декларацию по этому налогу.

НДС уплачивается в федеральный бюджет, поэтому в соответствии со статьей 78Налогового кодекса переплату НДС можно:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других платежей в федеральный бюджет – текущих и будущихплатежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней,штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Обратите внимание: если у вас есть долги перед бюджетом, куда вы переплатилиналог, вернуть можно только сумму, оставшуюся после зачета переплаты в счетпогашения долгов.

Чтобы зачесть или вернуть налог, подайте в налоговую инспекцию заявление всвободной форме.

Вот его пример:

Заявление можно подать не позднее трех лет со дня переплаты.

Решение о зачете налоговая инспекция должна принять в течение пяти дней смомента получения заявления. Не позднее двух недель после получения заявленияналоговики должны проинформировать вас о произведенном зачете.

Возврата налога придется ждать дольше – налоговой инспекции на это даетсямесяц с момента получения заявления. Причем месяц – это срок, не позднее которогоденьги должны оказаться на вашем счете (п. 24 постановления Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5).

Если налоговая инспекция нарушит этот срок, ей придется заплатить вам процентыза каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Центрального банкаРФ.

Если переплату не зачли или не вернули, как вы того просили, вы можете обратитьсяв арбитражный суд.

Часто налоговики отказывают в зачете или возврате переплаты, если ее суммапо вине банка не поступила в бюджет.

Они не правы: налог считается уплаченным с того момента, когда вы отдали вбанк платежное поручение на его перечисление или внесли наличные в кассу банка.Поэтому переплату налоговики должны вернуть независимо от того, получил бюджетденьги или нет.

Такое решение неоднократно принимали арбитражные суды (см., например, постановлениеФедерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2001 г.по делу ОАО «Новая Ингрия» (г. Санкт-Петербург) № А56-23823/00 и др.).

Если налоговая инспекция сама выявит переплату НДС, она должна сообщить вамоб этом в месячный срок.

Следуя пункту 5 статьи 78 НК РФ, налоговики могут самостоятельно зачесть переплатув счет погашения ваших долгов перед федеральным бюджетом. А вот возвращатьвам переплату по своей воле они не будут – для этого необходимо ваше заявление.

Что делать, если налоговая инспекция ошибочно взыскала с вас налог?

Налоговая инспекция может в бесспорном порядке взыскивать со счетов фирм неуплаченныеналоги и пени. Может случиться, что инспекторы списали деньги со счета вашейфирмы ошибочно (например, НДС вы уплатили, но платежное поручение в налоговуюинспекцию по каким-то причинам не поступило и она сочла вас должником).

Если такое произошло, налоговая инспекция должна вернуть вам излишне взысканнуюсумму (ст. 79 НК РФ). Если у вас есть долги перед федеральным бюджетом, вамдолжны вернуть часть списанной суммы, оставшуюся после ее зачета в счет погашениядолгов.

Для возврата денег подайте в налоговую инспекцию заявление в свободной форме.Вот его пример:

Заявление нужно подать в течение одного месяца с того дня, как деньги былисписаны с вашего счета. Если вы пропустите месячный срок, обращаться за возвратомденег придется в арбитражный суд. Сделать это можно в течение трех лет.

Налоговая инспекция должна принять решение по вашему заявлению в течение двухнедель с момента его получения. Еще месяц ей дается на возврат денег на счетвашей фирмы. Как и в случае с переплатой налога по вашей вине, месяц – этосрок, не позднее которого деньги должны оказаться на вашем счете.

Все время, начиная со дня списания денег по день их возврата включительно,начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Если переплату вам вовремя не вернули, вы можете обратиться в арбитражныйсуд.

Обзор. НДС раздора  »

Юридические статьи »

Что делать, если ИФНС одобрила возврат НДС, но тянет с перечислением денег на счет?

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

С возмещением НДС в нашей стране всегда была масса проблем. Даже если возврат средств ИФНС считает обоснованным – это не означает, что сами деньги будут перечислены на ваш расчетный в установленные законом сроком. Как подстегнуть инспекцию вернуть вам деньги вы можете узнать из нашего недавнего кейса.

Между тем я, основываясь на своем личном опыте, могу сказать: рычаги воздействия на нерасторопных инспекторов существуют. И важно не только знать о них, но и умело пользоваться.

Для наглядности расскажу о неприятной ситуации, в которой оказался один наш клиент, а также о наших действиях в защиту его интересов.

У нашего клиента возникла следующая, типичная для многих компаний проблема: они в установленные законом сроки подали декларацию по НДС с налогом к возмещению. Компания крупная и сумма, которую клиент намеревался вернуть из бюджета, была немаленькой – около 50 млн рублей.

Инспекция № 5 по г. Москве провела «камералку», по результатам которой согласилась с возмещением лишь на сумму около 17 млн рублей. Ну хоть что-то, решил наш клиент, и спокойно ожидал частичного возврата налога.

Однако, несмотря на согласие вернуть эту сумму, деньги на расчетный счет компании все не поступали. Дело в том, что инспекторы, вынося решение об обоснованности возмещения налога, попросту забыли одновременно подготовить решение о возврате компании «одобренной» суммы НДС.

Так и не дождавшись денег, наш клиент обратился в инспекцию с напоминанием о необходимости исполнить ранее поданное заявление о возврате НДС. Но реакции не последовало. Отмечу, что декларация была за четвертый квартал 2013 года, а до конца 2014 года деньги на расчетный счет компании так и не поступили.

Ожидание могло длиться вечность, и мы решили помочь инспекции «ускориться». Мы с коллегами подготовили жалобу в вышестоящую налоговую инстанцию – Управление ФНС России по г. Москве. В ней подробнейшим образом описали ситуацию и попросили признать бездействие инспекции незаконным и обязать ее возместить компании налог путем возврата на расчетный счет.

Текст жалобы можно увидеть здесь

Реакция последовала незамедлительно. Буквально тут же с нами связались представители инспекции, сообщив, что все необходимые действия уже предприняты, и деньги вот-вот «упадут» на расчетный счет нашего клиента. И вскоре это действительно произошло!

Нашим клиентам мы еще раз хотим сказать: не бойтесь отстаивать свои права и бороться с незаконными действиями (или, как в нашем случае, бездействием) налоговиков!

А подобрать нужные аргументы для защиты ваших прав и надавить на правильные рычаги поможем мы – ваши эксперты!

Как вернуть излишне уплаченные налоги

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

Как быть в ситуации, когда фирма настроена на то, чтобы исправить свою декларацию, но встречается с отказом со стороны контролеров, которые не принимают «уточненку»?

Налоговые споры являются неотъемлемой частью можно сказать всех российских предпринимателей совершенно разного уровня. От малого бизнеса, до крупных корпораций просто не могли обойти эту ситуацию стороной.

Точнее, она их не могла обойти стороной. К большому сожалению действия инспекторов (не всех, конечно) являлись, являются и, надеемся, со временем перестанут быть такими двусмысленными и не всегда носящими характер только инспекции.

Но они – норма деловой жизни сегодня.

Так, например, фирмам приходится сталкиваться с ситуацией, когда приходится возвращать налоги, уплаченные в бюджет больше, чем от них требовалось. Причиной такой переплаты может быть техническая ошибка в процессе перечисления (например, не вовремя получен первичный документ).

Казалось бы тут все понятно, и как себя должна вести фирма видно невооруженным взглядом. Все, что нужно – составить декларацию, в которой буту необходимые уточнения и беспроблемно получить то, что ей принадлежит. Но вот на этом этапе и возникает  недопонимание со стороны инспекторов, мнение и позиция которых не совпадает с обратившейся к ним фирмой.

Пример такой ситуации.

Смоделируем такую ситуацию. Допустим, есть некая фирма «А», которая заключила договор на оказание платных услуг от юридической фирмы «Б». Услуги фирма «Б» выполнила добросовестно и согласно заключенному договору, ей, согласно договору, была перечислена необходимая сумма. Полученные доходы фирмой «Б» были учтены при расчете налоговой базы по НДС за необходимый отчетный период.

Налоговая инспекция в выездной инспекции за этот в фирме «Б» период ошибок не обнаруживает.

Проходит время и выясняется, что юридическая фирма «Б» оказала услуги в меньшем объёме, нежели предусмотрено договором.

Компания «А» выдвигает «Б» соответствующие претензии, и споров между ними не возникает. То есть «Б» согласны с тем, что условия договора  с их стороны выполнены не в полном объеме.

Вполне понятны требования «А» вернуть ту разницу и выставляет счет-фактуру с уменьшенной суммой.

Фирма «Б» составляет скорректированные первичные документы, в том числе и уточненную декларацию за тот период, в котором была допущена ошибка. Соответственно и заявление на возврат переплаты НДС.

Казалось бы все правильно, все шаги компании «Б» вполне правомерны и не должно быть никаких трудностей. Дело времени. Но, не тут то было. Контролеры отказываются принимать ту самую уточненную декларацию. Причиной отказа прозвучало то, что подавать её за прошедший период нельзя.

Инспекторы сообщили, что во время проверки фирмы они выявили все недостатки в ее учете. Поэтому, по мнению контролеров, у последней не было никаких оснований пересчитывать налог и подавать «уточненку». Инспекторы также заметили, что они не вправе проводить повторную проверку по одним и тем же налогам за один отчетный период.

Как следствие, контролеры отказали компании «Бета» в возврате НДС.

В описанной ситуации правомерность действий инспекторов вызывает сомнения. Ведь пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса предусматривает, что если компания обнаружила в налоговой декларации ошибки, она обязана внести в нее необходимые дополнения и изменения.

Отказ? В суд!

И тут просто не может быть другого пути. Действия контролера нарушают налоговое законодательство. Ведь в п.1 ст.81 Налогового Кодекса Российской федерации прямо и однозначно сказано, что если компанией обнаружены ошибки или недочеты в налоговой декларации, то она просто обязана внести эти все необходимые изменения в декларацию.

Более того, фирма обязана пересчитать все налоги за тот период, в котором была допущена ошибка. В том случае, если фирма не помнит и точно не знает, в какой период была допущена ошибка, то изменения необходимо вносить в тот отчетный период, в котором эта ошибка была выявлена (п.1 ст.54 Налогового Кодекса РФ).

В нашей ситуации фирмой было принято решение, которое предусмотрено законом и назвать его неправильным и уж тем более неправомерным точно нельзя. То есть подала уточненную декларацию.

Налоговая инспекция не вправе давать отказывать и обязана принять (пункт 2 статьи 80 НК РФ). Инспекторы обязаны по просьбе фирмы поставить на поданной декларации  штамп о получении.

Компания, помимо этого, должна исправлять декларацию  в независимости от того, проходила ли на выездная налоговая проверка в за тот период.

Пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса РФ определено, что организация вправе подавать уточненную декларацию даже после окончания срока уплаты предусмотренного налога. Но вот это должно быть сделано до того, как сама налоговая обнаружит какие-либо нарушения и назначит выездную проверку.

Итак, инспекция отказалась принимать уточненную декларацию по НДС и в возврате переплаты отказала. Фирма, и это понятно, с таким решением проверяющих не согласна.

Выход из этой ситуации такой: писать жалобу в вышестоящую налоговую инспекцию. Если и там получен отказ, то следующий шаг – суд (пункт 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ).

По подобным судебным спорам уже давно сложилась положительная ситуация. Так что у фирмы есть все шансы это дело выиграть.

Камеральные проверки не ограничены

Как мы уже выяснили, в подобной ситуации фирма имеет полное право подавать уточненную декларацию и вернуть ту переплату НДС, о которой велась речь выше. Позиция налоговых органов в этой же ситуации обозначена законом, которым в своей работе представители налоговой инспекции сами и руководствуются в принятии своих решений.

И в нашем варианте позиция инспекции противоречит закону. Кроме того, это же подтверждает и арбитражная практика. Так, при споре с инспекторами в качестве аргумента можно сослаться на постановление ФАС Центрального округа от 30 октября 2003 г. по делу № А14-2513-03/99/28.

Суд определил, что налоговое законодательство не запрещает фирме возмещать НДС после того, как будут устранены нарушения, допущенные при оформлении счетов-фактур.

При этом компаниям следует учитывать, что порядок корректировки налоговых деклараций противоположен тому, который действует в бухгалтерском учете.

Это объясняется тем, что в п.1 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации очень четко и однозначно прописано, что в случае обнаружения ошибки в расчете налогов, то исправлению подлежит именно ту декларацию, которая по каким-то причинам была составлена неверно.

Налоговики со своей стороны в обязательном порядке должны провести камеральную проверку документов, предоставленных компанией согласно статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Они же в дальнейшем будут служить основанием для возврата переплаты налога на добавленную стоимость. И проверяющие не имеют права оставить без внимания поданное им подобное заявление.

И хотя бы только потому, что налоговое законодательство напрямую ставит им в обязанности рассматривать подобные заявления.

Обратите внимание, что контролеры  не имеют права проводить повторную проверку по тем же налогам в один и тот же отчетный период.

Количество камеральных проверок, в свою очередь, ни кем и ни чем не ограничено.

Споры в таких ситуациях, как правило, обычное дело, и чтобы свести их к минимуму или избежать необходимо иметь документ, в котором будет зафиксирован установлен момент получения счета-фактуры.

Единственное ограничение на перечисление налога

Еще один важный момент, касающийся возврата суммы излишне уплаченного налога – возможные ограничения. Ограничение на самом деле есть, и оно касается только времени.

Такое заявление можно подавать не позже трех лет со дня перечисления её в бюджет и это отражено в пункте 8 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации. И это единственное возможное ограничение.

Других ограничений Налоговым кодексом не предусмотрено.

Если во время выездных проверок налоговики не обнаруживают никаких претензий к фирме не обнаруживают, не находят никаких нарушений, то это говорит, что со стороны государства, грубо  говоря, нет претензий к данной конкретной фирме, но, в свою очередь, это не говорит об обратном. Фирме нужно постараться подготовить как можно больше документов, которые подтвердят расхождения сумм налога к уплате до и после исправлений. В результате проверяющим станет ясно, что уменьшение обязательств по НДС в текущем периоде не привело к их увеличению в других.

Для того, чтобы инспекторы приняли исправленные декларации, компании необходимо написать заявление о возврате переплаты (п. 1 ст. 81 НК РФ). Затем вместе с правильной декларацией отнести его в налоговую инспекцию.

При этом обязательно нужно указать, что отчет является уточненной. В противном случае проверяющие не поймут, что фирма вносит изменения в уже поданные ранее расчеты налогов. Они могут посчитать, что компания просто сдает отчет с опозданием.

А за несвоевременную сдачу налоговых деклараций статья 119 Налогового кодекса предусматривает штраф.

Инспекторы в течение трех месяцев с момента подачи уточненной декларации и документов, на основе которых фирма рассчитывает и уплачивает налог, должны провести их камеральную проверку. По ее итогам контролеры смогут определить, насколько обоснованы требования компании.

В свою очередь, в пункте 3 статьи 176 Налогового кодекса сказано, что проверяющие должны в течение двух недель решить, вернуть ли компании переплату.  Если они примут положительное решение, в тот же срок инспекторы должны сообщить о возврате налога в Федеральное казначейство.

В рассмотренной ситуации инспекторы не имеют права проверять все документы компании за отчетный период. Возможно, именно  поэтому они отказались принять уточненную декларацию. Однако в этом случае у налоговой инспекции нет необходимости проводить выездную проверку.

Как вернуть и зачесть переплату по налогам без сдачи уточненной декларации

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

Излишняя уплата налога далеко не всегда связана с ошибкой бухгалтера. На это могут быть и иные причины. К примеру, новая норма Налогового кодекса допускает различные толкования. В Минфине и ФНС, как водится, настаивают на трактовке в пользу бюджета.

В компании первоначально решают не спорить с инспекторами и платить налог в соответствии с позицией налоговых чиновников. Затем ситуация становится другой: либо чиновники сами меняют мнение на благоприятное для налогоплательщиков, либо Высший Арбитражный Суд РФ признает их подход неправомерным, либо в окружном арбитражном суде складывается положительная практика.

При таком повороте событий многие решают пересчитать свои налоговые обязательства за прошлые периоды и вернуть либо зачесть переплаченный налог. Другой пример: по итогам выездной проверки инспекторы доначисляют компании один из уменьшающих налогооблагаемую прибыль налогов. Компания не соглашается и обжалует решение инспекции в суде.

Проиграв спор, налогоплательщик отражает в учете недоимку и погашает ее. В результате у него возникает переплата по налогу на прибыль, которую можно вернуть или зачесть.

Некоторые компании обзаводятся так называемой налоговой подушкой. Под ней подразумевают некритичную для фирмы переплату налога за прошлые периоды, которую сохраняют намеренно на случай выявления инспекцией недоимки за один из последующих периодов. Тогда «подушка» избавит от пеней и штрафов или хотя бы уменьшит их размер (п.

42 Постановления ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5). «Подушку» приходится время от времени обновлять, заменяя свежими те суммы, по которым истекает трехлетний срок давности на возврат и зачет (ст. 78 НК). Иначе они «сгорят» и так навсегда и останутся в бюджете.

То же самое касается излишне уплаченных налогов, сохраняемых в бюджете по неофициальному требованию инспекции. Не секрет, что наличие постоянной переплаты определенного размера налоговые инспекторы зачастую ставят условием «хороших отношений» с ними. Речь идет о соблюдении инспекторами различных сроков — сверок, «камералок» и т.п.

, консультировании по телефону, заблаговременном предупреждении о грядущей выездной проверке, всегда вовремя возмещаемом НДС и прочих «благах».

В общем, причины для того, чтобы обратиться в инспекцию с заявлением о возврате или зачете переплаты, у каждого налогоплательщика свои. Однако нередко компании отказываются от такой возможности из-за негативных последствий, которые влечет уточнение деклараций. Дело в том, что ст. 89 Налогового кодекса дает инспекторам право провести повторную выездную проверку периода, за который составлена поданная вместе с заявлением о возврате или зачете налога уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК). Более того, если подать «уточненку» во время выездной проверки, то инспекция обязана в рамках ее проведения проверить — первоначально или повторно — и тот период, за который составлена эта уточненная декларация (такое правило добавил в п. 4 ст. 89 НК Закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября этого года). Лишний раз допускать инспекцию к документам фирмы небезопасно — проверяющие всегда найдут, к чему придраться. Кроме того, за уточненный период у компании может быть и недоимка, которую инспекция не выявила в ходе первоначальной проверки. А проводя повторный выездной контроль, инспекторы вряд ли ограничатся изучением только того, что относится к уточненным показателям. Мнение Высшего Арбитражного Суда РФ, который пришел к выводу, что при повторной проверке, проводимой по причине подачи «уточненки», подлежат изучению только те ее сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее начисленного налога, в инспекциях не склонны учитывать. Хотя в Постановлении от 16 марта 2010 г. N 8163/09 высший суд прямо указал: «…в ходе проверки, проводимой на основании абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Кодекса, не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не связаны с… корректировкой». Конечно, если проверяющие поступят иначе, то результаты проверки можно будет оспорить в суде на том основании, что доказательства нарушений получены незаконно, а значит — являются недопустимыми. Ведь в арбитраже нельзя использовать доказательства, которые собраны с нарушением установленного законом порядка и прав налогоплательщика (п. 3 ст. 64 АПК). Судьи не принимают их во внимание и не учитывают, вынося свое решение. В Определении от 6 марта 2008 г. N 2291/08 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что доказательства налогового правонарушения считаются таковыми, только если они собраны в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Соблюдение установленной законом процедуры при сборе доказательств, подчеркнули главные арбитры, не менее важно, чем сами доказательства.

Однако есть способы вернуть или зачесть переплату и не навлечь проверку. Один из них уже проверен арбитражными судами, второй — новый и пока не «обкатан» на практике, третий — специфический, для вычетов по НДС.

Примечание. Суды признают за инспекцией обязанность вернуть или зачесть налог по заявлению, к которому не приложена «уточненка».

Способ 1. Заявление без декларации

Налогоплательщики не должны подавать уточненную декларацию, обнаружив излишнюю уплату налога, что является их правом, а не обязанностью (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК). Причем его использование законодатель не ставит условием реализации другого права — на возврат и зачет излишне уплаченных налогов.

Это подтверждает и тот факт, что возврат заплаченного налога положен и тем, кто ошибочно считал себя его плательщиком. Если реализацию права на подачу «уточненки» ставить условием использования права на возврат налога, то такие компании и граждане никогда не смогут получить из бюджета ошибочно перечисленные туда суммы.

Ведь тот, кто не является плательщиком налога, не обязан подавать декларации, а значит, и уточнять ему нечего.

Примечание. Компании не должны подавать «уточненку», обнаружив излишнюю уплату налога. Это их право, а не обязанность. Причем его использование законодатель не ставит условием реализации другого права — на возврат и зачет излишне уплаченных налогов.

Для возврата и зачета переплаты достаточно соответствующего заявления в письменной форме (п. 4 ст. 78 НК). Единственное ограничение — оно должно быть подано в течение трех лет с момента уплаты возвращаемой или зачитываемой суммы (п. 7 ст. 78 НК). Основания для отказа в возврате переплаты установлены п. п. 6 и 9 ст. 79 Налогового кодекса.

Это — наличие у налогоплательщика недоимки соответствующего вида по другим налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам (в этом случае излишне уплаченный налог подлежит зачету в счет налоговых долгов). Другие причины для отказа Налоговый кодекс не упоминает, равно как и не указывает, что отказ возможен по не названным в нем основаниям.

Поэтому налогоплательщик вправе представить в инспекцию заявление на возврат или зачет излишне уплаченного налога без уточненной декларации, а инспекция обязана такое заявление принять и вынести по нему решение. Однако на деле налоговики крайне неохотно берут заявления, к которым не приложена «уточненка». А взяв, вряд ли вынесут по нему положительное решение.

Так что этот путь в большинстве случаев чреват судебным разбирательством. Судя по арбитражной практике этот способ не нов. Однако суды по-разному оценивают его законность. Чаще они поддерживают налогоплательщиков, когда те пытаются получить возврат или зачет переплаты без подачи «уточненки» (см.

, в частности, Постановления ФАС Уральского округа от 28 декабря 2009 г. N Ф09-10518/09-С3, от 2 июля 2008 г. N Ф09-5218/07-С3, ФАС Центрального округа от 23 апреля 2007 г. по делу N А68-7098/06-300/18, ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2009 г. по делу N А56-3391/2009, от 21 мая 2007 г.

по делу N А05-12430/2006-36, ФАС Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А53-9020/2008-С5-23, от 19 декабря 2008 г. N Ф08-7591/2008). Было время, когда судьи занимали сторону инспекции (Постановление ФАС Уральского округа от 29 января 2004 г. N Ф09-14/04-АК).

Самым сложным моментом в вопросе о допустимости возврата или зачета переплаты без уточнения декларации является возможность налоговой инспекции удостовериться в том, что излишняя уплата налога действительно имела место. В Информационном письме от 22 декабря 2005 г. N 98 (п.

11) Высший Арбитражный Суд РФ указал, что месячный срок на возврат и зачет отсчитывается со дня подачи соответствующего заявления в тех случаях, когда факт излишней уплаты определенной суммы налога уже был установлен налоговой инспекцией. Таким образом, суд подчеркнул: при возврате переплаты инспекция прежде должна удостовериться в ее наличии.

И хотя к этому выводу высший арбитраж пришел в рамках рассмотрения совсем другой проблемы (определение момента для начала начисления процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогу на прибыль), его — теоретически — можно распространить и на вопрос возврата и зачета переплаты без подачи «уточненки». На практике же суды делают это редко.

Как предоставить инспекции возможность удостовериться в том, что излишняя уплата налога действительно имела место, не подавая уточненную декларацию? Это можно сделать, приложив к заявлению на возврат или зачет бухгалтерскую справку с подробными пояснениями о том, в какой момент и в результате чего возникла переплата, и максимально детализированным расчетом ее суммы. Вместе с этой справкой следует представить налоговикам все первичные документы, подтверждающие операции и суммы, из которых возникла переплата. Тогда у них будет возможность убедиться в наличии излишней уплаты налога.

Примечание. Вместо «уточненки» к заявлению можно приложить бухгалтерскую справку о том, когда и в результате чего возникла переплата, как рассчитана ее сумма, а также все подтверждающие ее первичные документы.

На основе каких данных налогоплательщик составляет уточненную декларацию? На основе первоначальной декларации и пакета первичных документов, подтверждающих переплату налога. У инспекции есть первоначальная декларация, которую она уже проверила (возможно, не только камерально, но и в рамках выездного контроля).

Есть представленный вместе с заявлением на возврат или зачет налога пакет документов, подтверждающих все изменения отраженных в этой декларации сведений.

Таким образом, инспекция обладает всеми теми данными и документами, на основе которых налогоплательщик составлял бы уточненную декларацию, если бы захотел воспользоваться своим правом на это. Поэтому непредставление вместе с заявлением «уточненки» не лишает инспекцию возможности удостовериться в наличии переплаты.

Но и здесь есть «тонкий» момент: на основе каких положений Кодекса инспекция вправе проверять эти документы? Она ведь не проводит в этот момент ни камеральную, ни выездную, ни встречную проверку.

Поэтому основания, на которые налоговики сошлются при отказе или при принятии решения о возврате (зачете), суд может посчитать бездоказательными. Однако, как показывает арбитражная практика по вопросу законности зачета и возврата налогов без представления «уточненки», судьи зачастую не принимают во внимание эту тонкость и выносят решения в пользу налогоплательщиков.

Способ 2. Декларация без заявления

Другой способ проще, но еще не «обкатан» на практике, поэтому может таить в себе неприятные сюрпризы. С 1 января 2010 г. действует норма, позволяющая не уточнять декларации прошлых периодов при выявлении ошибок, которые привели к переплате налога. В п. 1 ст.

54 Налогового кодекса появилось дополнение: при выявлении таких ошибок налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за текущий период. В этом случае суммы, отражение или неотражение которых в прошлом привело к излишней уплате налога, будут учтены в декларации за текущий период, уменьшив начисленную по его итогам базу и сумму налога.

А значит, оснований проверять период, за который возникла переплата, у инспекции не появится.

Алгоритм возврата переплаты по налогам

Фнс не возвращает переплату по ндс: что делать фнс не возвращает переплату по ндс: что делать

Обязанность уплаты налоговых платежей и обязательных сборов возникает у всех бизнесменов одновременно с началом деятельности. В процессе работы у многих компаний и индивидуальных предпринимателей образуется переплата по налогам, имеющая различные причины и последствия.

Причины образования налоговых переплат

Все возникающие переплаты по налогам являются следствием ряда причин:

  • естественного происхождения. Такая переплата образуется по логичным и понятным основаниям. Пример: компания – плательщик УСНО (доходы минус расходы) в течение 3-х кварталов перечисляла авансовые платежи, но в 4 квартале получила убыток. Сумма авансовых перечислений превышает минимальный налог, в результате образовалась переплата по упрощенному налогу;

  • счетные ошибки – распространенная причина, приводящая как к переплате, так и к недоимке налога. Когда обнаружена ошибка в вычислениях, бухгалтер подает уточненную декларацию и делает необходимые корректировки в учете;

  • неверное заполнение реквизитов платежных поручений. Пример: бухгалтер организации перепутала КБК и в итоге по одному налогу возникает переплата, по другому – числится недоимка, на которую начисляются пени.

Чаще всего для правильного зачисления налога компании достаточно подать в налоговый орган заявление, суть которого – уточнение платежа (пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ).

Действия плательщика, имеющего налоговую переплату

Переплата по налогу на прибыль или иному налоговому платежу может быть устранена одним из следующих способов (ст. 78 Налогового законодательства РФ):

1) зачет излишне перечисленной суммы в счет будущих отчислений по этому или другому налогу. В этом случае плательщику требуется подать в налоговую службу заявление соответствующего содержания. При этом важно помнить, что зачитывать можно суммы налогов, имеющих один вид (федеральные, местные или региональные) – пункт 1 ст278 Налогового законодательства РФ;

2) возврат переплаты на банковский счет компании. Период рассмотрения данного заявления налогоплательщика сотрудниками ИФНС – 1 месяц.

В случае, если организация имеет недоимки перед налоговым органом по другим обязательным платежам или штрафным санкциям, возвращаемая сумма переплаты уменьшается на эту задолженность.

Иными словами, сначала делается зачет переплаты по налогам, а разница – перечисляется на расчетный счет компании.

Форма заявления на зачет или возврат находятся в Приказе ФНС №ММВ-7-8/90@ от 03.03.2015г. (Приложения №8 и №9 соответственно).

Стоит заметить, что возвращают деньги налоговые органы весьма неохотно, если подана уточненная декларация с уменьшением суммы налога – чаще всего инициируется камеральная проверка для подтверждения правомерности бизнесмена сократить налоговые платежи.

Переплачен налог на прибыль: как произвести зачет или возврат

В отношении переплаченного в бюджет налога на прибыль действуют общие правила возврата и зачета:

  • срок давности – 3 года с момента образования налоговой переплаты (пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса России);

  • совершение любых действий с переплатой, образованной в результате подачи уточненной декларации, возможны по истечению 3-х месяцев (срок проверки налоговыми сотрудниками сданной отчетности) – это обстоятельство зафиксировано в пункте 2 ст. 88 НК Российской Федерации;

  • форма заявления носит произвольный характер, что вытекает из положений ст. 78 НК РФ (а именно – пунктов 4 и 6). Единственное требование к форме обращения – составление на фирменном бланке, наличие подписи руководителя. Отправка заявления может быть осуществлена как на бумажном, так и на электронном носителе;

  • зачет или возврат налоговой переплаты возможны лишь после проведения сверки расчетов налогоплательщика и ИФНС. С этой целью компания запрашивает в инспекции справку о расчетах с бюджетом – данный документ является подтверждением факта переплаченной суммы. Справка о расчетах по налогам и сборам также показывает, есть ли у организации недоимки по иным обязательным платежам и штрафам;

  • принятое налоговым органом решение о произведении возврата, зачета или отказа оформляется в письменном виде и направляется компании или ИП в 5-дневный срок с момента издания соответствующего акта (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса России).

Налог на прибыль относится к категории федеральных обязательных платежей на основании статьи 13 НК РФ и зачет переплаченной суммы возможен лишь в отношении таких же налогов и сборов:

  • самого налога на прибыль будущих периодов;

  • НДС;

  • подоходного налога;

  • пеней, штрафов по налогам федерального уровня.

Заявление о возврате излишне уплаченного налога должно содержать корректные банковские реквизиты, на которые ожидается перевод выявленной суммы налоговой переплаты. Орган, выполняющий перечисление – Федеральное казначейство, действующее по поручению ИФНС.

Срок возврата налоговой переплаты – не более 1 месяца с момента подачи бизнесменом заявления в налоговую инспекцию (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

При этом бухгалтер компании делает следующую проводку в учете: Дебет 51 Кредит 68 (субсчет налога, по которому выявлена переплата).

Налоговые последствия переплаты по НДФЛ

Подоходный налог – средства работников, перечислением которых занимается налоговый агент – работодатель. Переплата налога НДФЛ имеет свои нюансы. Во-первых, подоходный налог относится к разряду прямых платежей и рассчитывается по разным ставкам (в зависимости от принадлежности физического лица и его дохода к той или иной группе).

Во-вторых, возврат НДФЛ возможен лишь в случае его некорректного расчета налоговым агентом и подачи физическим лицом в налоговую инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ.

Переплата, причиной которой является счетная ошибка или опечатка, не может быть возвращена из бюджета. Об этом говорится в письме ИФНС РФ № ЕД-4-3/10764 от 04.07.2011г.

Так как подоходный налог – средства физических лиц, уплата в бюджет излишней суммы по данному КБК неправомерна.

Налогоплательщик может написать заявление в инспекцию с просьбой вернуть ему ошибочно перечисленные деньги, но зачастую органы ФНС отказывают компаниям.

Яндекс.Метрика