Проверка стартера от аккумулятора

Проверить стартер, установленный на штатном месте, практически невозможно. Вы не будете уверены в истинной причине неисправности. Поэтому правильнее будет его снять. Тем более, что это совсем несложно сделать, на любом автомобиле. Перед демонтажем проверяем целостность проводки и чистоту контактов. В ряде случаев помогает банальная очистка и подтяжка клемм. Для полноты эксперимента, проверьте подводящую проводку. Напряжение на контактах соединительных кабелей должно быть таким же, как и на клеммах аккумулятора.

Прежде чем вы снимите весь узел, проверьте: может ли стартер разряжать аккумулятор. Для этого не обязательно подключать амперметр, и фиксировать ток утечки.

  • Отсоедините силовые кабели от стартера
  • Подключите мультиметр к аккумулятору, зафиксируйте значение напряжения (по возможности не включайте никакую нагрузку: внешнее освещение, мультимедиа, свет в салоне)
  • Подключите силовые кабели к стартеру. Если утечек нет – напряжение на аккумуляторе не изменится. Если значение уменьшилось – есть проблема в схеме стартера.

Если вы не знакомы с устройством стартера, внимательно изучите иллюстрацию. Тогда проще будет понять принцип работы узла.

Метеорит72 - лучший интернет магазин светодиодного освещения! Товары высочайшего качества, безупречный сервис, широчайший ассортимент, отличные цены, гарантия. Посмотреть продукцию >>>

Возможные причины поломок аккумулятора. Подробности в этом видео.

https://youtube.com/watch?v=nSp7c0ln4G0

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

 Светодиодная лента  Офисные Светильники
  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.

Возрастающая роль стартера

 Офисные Светильники

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Схема и принцип работы

Стартер – один из наиболее консервативных узлов автомобиля. Впервые такое электрическое устройство было испытано Чарльзом Каттерингом в 1912 году, то есть более ста лет тому назад. Поначалу он также выполнял функции генератора.

Но в том виде, в котором стартер применяется для запуска современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, он обязан американскому изобретателю и автопромышленнику Винсенту Гуго Бендиксу, который увековечил свою фамилию в одной из главных деталей пускового устройства.

Типовая функциональная схема стартера приведена на рисунке:

Принцип работы стартера практически одинаков для всех моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При включении замка зажигания в положение «Start» подается пусковой ток на втягивающую обмотку.

Она, в свою очередь, приводит в движение якорь тягового реле и шток контактной пружины. Тяговое реле действует на рычаг, обычно именуемый вилкой, который толкает муфту свободного хода с шестерней (бендикс) в зацепление с маховиком. Одновременно контактная пластина замыкает пятаки, посредством которых подается напряжение на запуск электродвигателя стартера.

Типовая функциональная схема стартера настолько продумана и опробована, что различие моделей пусковых устройств заключается лишь в конструктивных особенностях и материалах, из которых изготовлены узлы.

Тем не менее, у стартеров есть свои уязвимые места:

  • втягивающее реле;
  • щетки электродвигателя;
  • пятаки;
  • вилка;
  • муфта свободного хода;
  • шестерня;
  • коллектор якоря;
  • втулки якоря;
  • демпферная пружина.

Собственно, практически каждый узел этого устройства в процессе эксплуатации может придти в негодность. Это связано, прежде всего, с тем, что при запуске, особенно в холодное время года, стартер отдает большую мощность, испытывает предельные нагрузки, через него протекают огромные токи.

Основные признаки неисправности стартера

Неисправность редко приходит мгновенно. Очень часто о неисправностях, особенно механических узлов автомобиля, свидетельствуют посторонние нештатные звуки, несвоевременное срабатывание, посторонний запах. Рассмотрим самые распространенные случаи.

Приводит во вращение двигатель непостоянно

Хотя при этом электродвигатель стартера вращается всегда. Во время пропуска старта слышен металлический треск, скрежет.

Возможные неисправности: износ вилки, неисправность демпферной пружины, износ шестерни. Дальнейшая диагностика и определение точной причины неисправности возможно только после снятия стартера.

Постоянно вращается при старте, но не приводит во вращение двигатель

При этом посторонних шумов не слышно.

Скорее всего, вышла из строя вилка. Требуется снятие стартера и замена вилки. Сама вилка стоит недорого ( около 1000 рублей), ее замену можно произвести самостоятельно.

Заводит двигатель, но при заведенном двигателе слышно металлическое жужжание

Необходимо немедленно заглушить двигатель. Вероятные причины неисправности – залипание втягивающего реле, заклинивание вилки или шестерни. Дальнейшее определение причины неисправности  требует снятия стартера.

Периодически может срабатывать и заводить двигатель, а может быть неработоспособным

В таком случае необходимо не сильно постучать молоточком или другим металлическим предметом по задней части корпуса стартера. Если двигатель начнет заводиться, стартер требует замены щеток ввиду их большого износа.

Втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит

Наиболее вероятная причина – недостаточный заряд аккумулятора. Напряжения на клеммах аккумулятора хватает для срабатывания втягивающего реле, но контактная пластина не замыкает пятаки, напряжение на электродвигатель стартера не подается.

Если напряжение на аккумуляторе нормальное, возможно подгорание пятаков либо отсутствие напряжения на силовом проводе.

Видео — когда втягивающее реле стартера щелкает, но сам стартер не крутит:

Такая ситуация встречается и при потере емкости аккумулятора.

Возможно, изношены втулки, имеются загрязнения во внутреннем пространстве электродвигателя стартера.

Наличие запаха электрической гари во время старта

Как правило, это свидетельствует о подгорании обмотки втягивающего реле, реже – обмотки якоря. Этому может сопутствовать нагрев проводов, идущих на стартер.

Втягивающее реле не срабатывает, стартер не вращается

Наиболее частая причина – неисправность электрической схемы автомобиля. В этом случае необходимо начинать с контроля исправности электропроводки автомобиля, правильного функционирования блока управления двигателем и других электрических узлов автомобиля.

Как проверить якорь стартера

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Проверка якоря стартера аккумулятором

Проверка якоря на ППЯ

Основные проблемы с якорем:

  • пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
  • распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
  • межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Выгоревшие ламели из-за нарушения контакта между петушком и шинкой

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:

  • стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
  • выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.

Проверка соединительных проводов.

Если проверки, проведённые выше не привели к результату, то необходимо проверить состояние контактных соединений. Для этого необходимо замерить напряжение между плюсовой клеммой и корпусом двигателя. Разместите один из щупов на плюсовой клемме, а второй на корпусе двигателя и проверьте значение при включении стартера. Если это значение отличается от значения полученного ранее при проверке аккумулятора больше чем 0,5В, то необходимо открутить провод от массы двигателя, зачистить его и прикрутить обратно. Если значение в норме, то проверьте значение напряжения на шунте от втягивающего реле на электродвигатель. Для этого разместите один щуп на минусовой клемме, а второй воткнуть в плетёный шунт от втягивающего или на клемме, подключённой к нижнему болту втягивающего, если шунт имеет изоляцию. Падение напряжения говорит о плохом контакте в соединительных болтах или подгорании контакта в пятаках втягивающего реле. Если описанным порядком замерить напряжение на верхнем болту, то можно точно определить место неисправности. При падении напряжения на верхнем или нижнем болте их следует открутить, зачистить и закрутить на место. Если плохой контакт в пятаках, то втягивающее необходимо сменить или отремонтировать.

Причины поломки стартера и основные виды неисправностей

Все причины неисправностей можно разделить на две группы:

  1. Механические. К ним относятся поломки, которых причиной стал износ деталей. Они изнашиваются в течение продолжительной эксплуатации или при нарушении правил эксплуатации. Возможны механические повреждения и по причине электрических неполадок.
  2. Электрические. К таким поломкам относятся проблемы с электропитанием. Для обнаружения электрических неполадок нужно проверить всю проводку, провести диагностику контактов, межвитковых замыканий. Также следует проверить подгорания замыкающих пластин и рабочих поверхностей, которые возможны из-за прохождения лишнего тока через контакты.

Диагностика с помощью АКБ

Если говорить в общем, то возможны следующие поломки запускающего двигатель устройства:

  1. При попытке запустить стартер не вращается якорь и не срабатывает реле тяги. Основной причиной является недостаточное электропитание. Это может быть вызвано разряженной аккумуляторной батареей, окислением на плюсовой клемме или плохим контактом, слабой затяжкой наконечников на аккумуляторе, обрывом электрической, межвитковым замыканием и заеданием якоря.
  2. При исправно работающем втягивающем реле во время запуска стартера тяжело вращается якорь. Возможная причина — замыкание между пластинами коллектора или его подгорание, зависание, износ щеток, плохая зарядка АКБ, износ втулок якоря, смещение якорных пластин, обрыв обмотки, межвитковое замыкание стартера и якоря.
  3. При работающем стартере вращается якорь, но нет вращения коленвала. Причина может быть в поломке буферной пружины или поводкового кольца муфты, пробуксовке свободного хода муфты, в плохом перемещении якоря, неисправности рычага, выключающего муфту.
  4. Стартер не отключается после того, как завелся двигатель – заедает втягивающее реле или привод рычага, неисправна возвратная пружина замка зажигания, поломка возвратных пружин реле, муфты. В любом из этих случаев нужно выключить зажигание и отсоединить провод, идущий к реле.
  5. Появление посторонних шумов говорит об ослаблении крепления устройства, износе втулок подшипников, ослабление буферной пружины стартера, повреждении венца маховика или забоины в зубьях привода, неправильной регулировке хода шестерни устройства.

Перед тем, как начинать ремонт, нужна проверка стартера. Ее можно выполнить своими руками либо с помощью стенда для проверки генераторов.

Стенд для диагностики генераторов

Как проверить стартер

Вам надо установить на стенд стартер и проверить его механические и электрические характеристики. Вам необходимо учитывать, что соединительные провода, которые проведены от источника тока на контактный болт от тягового реле и амперметр должны иметь сечение равное 16 кв. мм. Стартер необходимо подключить к заряженной батарее. Температура в процессе тестирования должна достигать 25 градусов. Щетки необходимо хорошо притереть к коллектору.

Выполните проверку работоспособности этого устройства. Установите для этого напряжение на источнике тока равное 12 В, а в цепи между плюсом АКБ и 50 клеммой стартера установите выключатель. Замыкая его, вам надо 4 раза включить стартер при различных состояниях торможения (2-2,4 Нм); (5,5-6,6Нм); (9-10,8Нм) и (11,5-12,5Нм). Вы должны удерживать продолжительность включений стартера не более пяти секунд, с промежутком, между ними составляющим пять секунд. Если при работе стартера появляется ненормальный шум или нет вращения зубчатого венца, то вам следует произвести его разборку и проверить все детали.

Произведите испытание стартера при полном торможении. Вам надо произвести полную фиксацию неподвижного зубчатого венца стенда, включить стартер, произвести замер силы тока, тормозного напряжения и момента, размеры которых должны быть равны значениям не более 500 А, не менее 14 Нм, не более 6,5 В. Время в течение, которого должен продолжаться процесс включения не может составлять больше 5 секунд. В данном случае, при тормозном моменте более низком, чем необходимо, и повышенной силе тока, может происходить замыкание на «массу» обмоток или межвитковое замыкание, которое произошло в обмотке якоря. При значении тормозного момента, а также силе тока более низких, чем стандартные величины, может быть загрязнен и окислен коллектор, занижена упругость пружин щеток, а также произойти сильный износ щеток, их зависание внутри щеткодержателей, ослабление крепления на выводах обмотки статора, окисление или подгары контактных болтов установленных на тяговом реле стартера.

Выполните проверку тягового реле. С этой целью необходимо произвести установку прокладки имеющей толщину между шестерней и ограничительным кольцом равную 12,8 мм. Произведите подключение реле, при этом  сила тока, который потребляется однообмоточным реле будет составлять не больше чем 23 А. Выполните проверку напряжения включения на двухобмоточном реле. Его значение должно быть не более чем 9 В. При более высоком значении может быть неисправный привод или реле.

Как можно проверить втягивающее реле стартера

Если манипуляции с отверткой ничего не дали, или же достать до желанных клемм не представляется возможным, придется снимать упрямый стартер с насиженного места. Сделать это можно как снизу, так и сверху (зависит от особенностей конструкции узлов). Скорее всего, придется частично демонтировать соседние элементы. Перед тем, как проверить втягивающее реле стартера, необходимо очистить корпус от грязи и выдержать его в комнатной температуре (желательно). Лучше закрепить стартер в тисках. Затем при помощи проводов с «крокодилами» на концах нужно корпус соединить с «минусом» АКБ, а вывод реле «50» — с «плюсом». При возникновении щелчка и появлении движения шестерни в окошке можно констатировать, что реле исправно.

Впрочем, даже при отрицательном результате можно отсоединить реле от стартера и разобрать его. Специалисты же рекомендуют в таком случае производить замену данного элемента. Стоит он, как правило, недорого. Но, отправляясь в магазин, нужно не забыть взять с собой старое реле — для сравнения. Для уверенности рекомендуется проверить и непосредственно сам стартер. Немногие знают, как проверить, работает ли стартер в домашних условиях без втягивающего реле. Сняв это самое реле, можно обнаружить клемму или провод, идущий из корпуса стартера. Вот к нему и нужно приложить «плюсовый» провод от аккумулятора. «Минусовый» же по-прежнему находится на корпусе прибора. Если шестеренка зажужжала, то пора смело возлагать всю вину на неисправное втягивающее реле.

Как проверить втягивающее реле стартера Это тоже полезно уметь

  • После успешного запуска мотора не происходит отключение и продолжается вращение якоря вместе с маховиком, слышно жужжание в моторном отсеке;
  • После проворачивания ключа зажигания в положение пуск двигателя, слышны щелчки втягивающего реле, а вращение маховика не происходит;
  • При пуске мотора слышно звук работающего электродвигателя, а проворачивание коленчатого вала отсутствует.
  • Изношенность отдельных деталей стартера;
  • Подгорание контактных болтов и замыкающей пластины в крышке реле;
  • Обрыв провода в силовой или удерживающей обмотке;
  • Зависание привода включения или заедание якоря.

AutoFlit.ru

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика