Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

Налог на прибыль в бюджетном учреждении: уплата и проводки

Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

Бюджетное учреждение работает в соответствии с предметом и целями, которые определены федеральными и муниципальными правовыми актами. При этом получаемый от такой деятельности доход облагается налогом на прибыль.

Порядок его расчета определен в Налоговом кодексе РФ, а также регулируется другими нормативными документами.

Из статьи вы узнаете о порядке расчета налога на прибыль в бюджетных учреждениях, применяемых для него процентных ставках, а также о сроках его уплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ бюджетные учреждения относятся к группе государственных или муниципальных.

Такие организации формируются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При исчислении налога на прибыль казенных учреждений стоит помнить, что ее получение не является целью деятельности некоммерческих предприятий, которые создаются в специальных формах. Их список утвержден пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ.

При этом такие компании имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, что должно быть зафиксировано в их уставах. Предприятия должны иметь достаточный для «выработки» дохода объем имущества, рыночная стоимость которого должна соответствовать уставному капиталу ООО (п.

4 и 5 статьи 50 ГК РФ).

Объекты налогообложения

Напомним, что плательщиком налога на прибыль является любое предприятие, если оно ведет свою деятельность на территории нашей страны. При этом не имеет значения, каким способом была создана компания и ее правовой статус. Так, объектами налогообложения у бюджетных предприятий являются не только доходы от коммерческой деятельности, но и те, которые считаются внереализационными.

К доходам от реализации, с которых нужно заплатить налог на прибыль, относится выручка от реализации:    — продукции (работ, услуг) собственного производства;    — ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);

   — имущественных прав…

— Из рекомендации Системы Госфинансы С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

Примеры коммерческих услуг, с которых платится налог на прибыль в бюджетном учреждении (ст. 249 НК РФ):

Основной вид деятельности Коммерческие услуги Образовательное учреждение Формирование специализированных кружков и секций для детей; Проведение занятий сверх основной учебной программы;Организация праздников, экскурсий, соревнований для детей. Медицинское учреждение Проведение дополнительных медицинских исследований. Оказание дополнительных спортивно-оздоровительных услуг (плавание, массаж).Создание врачебных комиссий.

Что касается внереализационных доходов бюджетных предприятий, то к ним относятся дивиденды, проценты, полученные по кредитам и займам, стоимость безвозмездно полученного имущества и материальных ценностей и др. С полным перечнем можно ознакомиться в статье 250 Налогового кодекса РФ.

У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых  зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.

В первую такую группу относятся доходы от внебюджетной деятельности. Ко второй можно отнести субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И, к третьей – субсидии на иные цели.

Именно в таком формате бюджетное учреждение получает средства на свои счета. Что касается самой структуры доходов и расходов таких предприятий, то здесь стоит обратить внимание на затратную часть.

Именно она оказывает существенное влияние на размер уплачиваемого налога на прибыль в бюджетном учреждении. 

Как и в обычных компаниях, бюджетные уменьшают налоговую базу по прибыли на размер понесенных расходов, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ.

Они бывают материальными, амортизационными, зарплатными и прочими. Действуют стандартные правила включения их в расчет, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ.

Так, расходами признаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Важно

Бухгалтерам казенных предприятий особое внимание стоит обратить на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В соответствии с ним, такие предприятия обязаны вести раздельный учет и доходов и расходов, которые были получены в виде целевого финансирования.

Если учреждение пренебрегает таким разделением, то все средства, которые она получает в рамках целевых «вливаний» будут считаться налогооблагаемым доходом в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Для признания доходов и расходов может применяться, как метод начисления, так и кассовый. Главное, чтобы выбранный способ был зафиксирован в учетной политике.

Недостатком применения в бюджетных организациях метода начисления является то, что за оказанную услугу, которая уже отражена в учете, оплата может быть еще не получена.

При этом уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении должна быть осуществлена в том же периоде (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ). 

Фактически, предприятию приходится платить налоги «из своего кармана», до момента пока не будут получены деньги от контрагента.

Такая особенность может стать причиной переход «бюджетника» на кассовый метод в соответствии со статьей 273 Налогового кодекса РФ.

Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения

Порядок расчета налога на прибыль казенных и бюджетных учреждений в большинстве своем зависит от вида деятельности предприятия, а также от типа оказываемых услуг. Основная формула, которую используют «бюджетники» выглядит следующим образом:

Налогооблагаемая база * Ставка налога = Сумма налога к уплате

Основное внимание необходимо уделить именно расчету налоговой базы по прибыли, т.к. от нее зависит конечная сумма платежа, перечисляемого в бюджет.

Нюансом расчета для бюджетных учреждений является разделение полученной прибыли от целевой и коммерческой деятельности.

Рассмотрим пример, когда в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении оно ведет отдельный учет расходов, возникших в рамках коммерческой деятельности (по пропорциональной системе).

Пример 1

В 1 квартале 2017 года бюджетное учреждение получило из бюджета 1 000 000 рублей в виде целевого финансирования. Размер поступлений целевого назначения составил 200 000 рублей. Кроме того, в рамках коммерческой деятельности компания получила средств на сумму 400 000 рублей. Итого сумма поступлений за 1 квартал составила 1 600 000 рублей.

Бухгалтер предприятия рассчитал пропорцию поступлений от оказания платных услуг: 400 тыс. руб. / (1,6 млн. руб. – 200 тыс. руб.) * 100 % = 28,57 %. Объем расходов за указанный период составил 1 000 000 рублей, плюс 200 000 рублей целевых. Таким образом: 1 млн. руб. + 200 тыс. руб. / 100 * 28,57 % = 342,84 тыс. руб. Рассчитанная налогооблагаемая прибыль составит: 400 тыс. руб.

– 342,84 тыс. руб. = 57,16 тыс. руб.

Сумма налога к уплате составит: 57,16 тыс. руб. * 20 % ставку = 11,43 тыс. руб.

Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями

Уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении подразумевает разделение соответствующих платежей на два направления: федеральный и региональный бюджет. В связи с этим необходимо оформлять два платежных поручения. Ниже представлена инструкция, позволяющая оформить данные документы без ошибок.

Этап 1. Расчет налога на прибыль.

Этап 2. Распределение платежа на федеральный и региональный бюджет (3 и 17 % соответственно).

Этап 3. Внесение данных в платежные поручения, в которых нужно указать:

  • основные реквизиты предприятий;
  • КБК;
  • назначение платежа;
  • основание платежа «ТП»;
  • налоговый период;
  • дату платежки;
  • статус плательщика «01».

Проводки в учете начисления налога на прибыль в бюджетном учреждении и его уплаты:

Налог на прибыль 2018 года для бюджетных организаций

Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

Чиновники утвердили налоговые и бухгалтерские изменения. Наш обзор поможет подготовиться к изменениям в налоговом законодательстве России с 1 января 2018 года. Изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2018 года Налоговые льготы пересмотрят. Минфин предполагает три шага.

Первый — провести их инвентаризацию и проанализировать эффективность. Второй — если вводить новые льготы, то устанавливать прямо в законе срок их действия. Когда этот срок истечет, сделать выводы: следует ли сохранять льготу и в каком виде.

Третий шаг — прекратить практику, когда на федеральном уровне принимают обязательные налоговые льготы по региональным и местным налогам. Такие льготы либо отменят, либо установят, что льгота будет действовать, только если региональные или местные власти ее утвердят.

Изменения по налогу на прибыль с 2018 года В 2018 году можно сэкономить на налоге на прибыль.

Налог на прибыль в 2018 году ставка

ВажноУменьшать на встречную кредиторку нужно будет прежде всего ту дебиторскую задолженность, которая возникла раньше (п. 1 ст. 266 НК). Оплачивая отдых сотруднику, на налогах пока не сэкономите.

Амортизация основных средств в 2018 году При при начислении амортизации иначе применяют повышающие коэффициенты.

Налог на прибыль в 2018 году: какие изменения

Не являются плательщиками:

  • налогоплательщики, работающие на специальных режимах (ЕСХН, УСН, ЕНВД);
  • плательщики, платящие налог на игорный бизнес;
  • участники проекта «Инновационный центр «Сколково».

Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения. Нет объекта – нет оснований для выплаты налога. При этом нужно учитывать, что для разных категорий налогоплательщиков – налогооблагаемым объектом могут выступать различные доходы.

Нормативная база Налогу на прибыль организаций посвящена гл.25 НК РФ, утвержденная ФЗ № 110 от 6.08.2001. В ней содержатся все основы регулирования этого налога — налоговый период, ставка, плательщики, база, прочие нюансы.

ВниманиеСуть налога заключена в его названии – плательщики платят часть прибыли в бюджет. При этом налоговая ставка может варьироваться от 0 до 30 %.

Строка 041: налог на прибыль 2018

Новшества в части НДС Если доля расходов на операции, не облагаемые НДС, не превышает 5%, то принять входной НДС к вычету организация сможет только по тем товарам, работам, услугам, которые используются и в облагаемой НДС-деятельности и в необлагаемой (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). То есть с общих расходов.

А НДС, приходящийся на товары, работы, услуги, используемые только в операциях, не облагаемых НДС, заявить к вычету нельзя. Остальные поправки будут интересны лишь узкому кругу налогоплательщиков.

Имущественные налоги: изменения 2018 Обзор изменений по имущественным налогам 2018 года начнем с налога на имущество организаций.

Давно обсуждаемая поправка о том, что льготы в отношении движимых основных средств могут быть применены, только если они установлены региональным законом, претворена в жизнь (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

Налоги: изменения 2018

При этом нужно соблюдать срок сдачи и уплаты: Квартальные авансовые платежи вносят до окончания срока Определенного для подачи деклараций за соответствующий период Выплачивают налог по завершении налогового периода не позже срока Назначенного для подачи деклараций за соответствующий период Ежемесячные авансовые платежи платят не позже 28 числа месяца Последующего за истекшим месяцем Как правило, все организации платят авансовые платежи ежемесячно. Плательщики, которые вносят авансовый платеж каждый квартал, указаны в п.3 ст.286 НК РФ.

Ежемесячные авансовые платежи вносятся равномерными суммами. Сумма очередного платежа определяется как сумма платежа, начисленного за предыдущий месяц.

Величина ежемесячных авансовых платежей во втором квартале соответствует налогу от прибыли, полученной в первом квартале.

Плательщиками данного налога являются все организации-юридические лица, а также иностранные фирмы, которые свою деятельность осуществляют через представительства или просто получают доходы от источников, расположенных в нашей стране. Объектом, подлежащим обложению данным налогом, является полученная фирмой прибыль, которая определяется как разница между полученными доходами и расходами.

Немало споров между предпринимателями и налоговиками возникает при включении в расчет понесенных расходов, значительная величина которых сокращает размер налогового платежа.

Дело в том, что затраты компании должны соответствовать определенным критериям, таким как экономическая обоснованность и целесообразность, а также быть подтверждены корректно оформленной первичной документацией, содержащей все обязательные реквизиты.

Онлайн журнал для бухгалтера

В первую очередь речь идет о льготе в отношении имущества, принятого к учету в качестве ОС с 2013 года, относящегося к 3-10 амортизационным группам (п. 25 ст. 381 НК РФ).

В итоге одни регионы полностью освободили такие ОС от налогообложения на 2018 год, другие ввели освобождение только для организаций, ведущих определенные виды деятельности, третьи установили более низкую ставку налога.

Она, кстати, не может превышать 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). Также в НК внесены изменения в отношении жилых помещений, которые не учитываются на балансе организации в качестве ОС.

Напомним, налог по ним считается исходя из кадастровой стоимости (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Так вот если стоимость такого имущества установлена и внесена в ЕГРН в течение календарного года, то за текущий год собственник должен платить налог (пп.

2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Изменения в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году, таблица

К этому счету открывается субсчет по конкретному налогу, к примеру, «Налог на прибыль». Также можно в аналитическом учете произвести разбивку по бюджетам.

Например – счет 68, субсчет «Налог на прибыль: федеральный бюджет». В 2018 году при начислении налога на прибыль и авансовых платежей выполняют проводку такого вида:Однако нужно помнить, что расчет налога осуществляется нарастающим итогом.

Потому при начислении платежа за очередной налоговый период нужно указывать не всю сумму авансового платежа, а только разницу меж начисленным текущим авансом и предыдущим.

Когда налог перечисляют в бюджет, выполняют такую проводку:Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны в бухотчетности раскрывать информацию о расчетах по налогу на прибыль.

Покупатели на спецрежиме тоже должны начислять налог как агенты, но вычет заявить не вправе (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ). Раздельный учет НДС в 2018 году Входной НДС по покупкам для необлагаемых операций вычесть нельзя.

Если доля расходов на необлагаемые операции не превышает 5 процентов, у компании есть право заявить к вычету НДС по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК). А входной НДС по покупкам только для необлагаемых операций запретили принимать к вычету независимо от доли расходов на эти операции (Федеральный закон от 27 ноября 2017 г.

№ 335-ФЗ). Раздельный учет ввели для компаний, которые получают средства из бюджета. В 2018 году компания не заявляет вычет входного НДС по покупкам, которые делает за счет бюджетных субсидий или инвестиций.

В настоящем году действуют такие правила: в процессе непосредственного создания фонда должен быть учтен имеющийся встречный долг контрагента. В связи с чем к категории сомнительных относится только разница между дебиторским и кредиторским долгом.

В 2018 году налоговики уточнили, что уменьшать дебиторский долг следует только на долги с максимальной просрочкой; 3 Был дополнен перечень возможных затрат на исследовательские разработки; 4 Порядок использования повышающего коэффициента в процессе ускоренного начисления износа скорректирован. В частности, был введен запрет на применение коэффициента более 2 единиц в отношении ОС с высокой энергоэффективностью.

И коэффициента более 3 единиц в отношении объектов водоснабжения. Что касается подвергшейся изменениям в отношении налога на прибыль ставки 2018 года, то ее размер по-прежнему составляет 20%.

Налог на прибыль в бюджетных организациях: расчет, декларация, затраты, код классификации

Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:

  • Федерального подчинения.
  • Образованные субъектом федерации.
  • Муниципальными.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:

  • Субсидированием за счет бюджетных средств.
  • За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
  • За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.

То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.

О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:

  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

  • Образовательные.
  • Культурные.
  • Медицинские.
  • Ветеринарные.

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  • Доходы от коммерческой реализации услуг.
  • Доходы, считающиеся внереализационными.
  • В первом случае это:

    • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
    • Создание кружков и секций.
    • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
    • Организация дополнительного приема врачей.
    • Проведение дополнительных обследований.
    • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
    • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

    Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

    • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
    • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
    • Дивиденды.
    • Проценты, полученные по кредитам или займам.
    • Проценты от участия в создании других организаций.
    • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

    Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

    Полезные советы длю бюджетных учреждений по налогу на прибыль даны в этом видео:

    Ставка и расчет

    Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:

    • 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
    • Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.

    Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения.

    Формула

    Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка.

    Пример:

    Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000. Поэтому с данного объекта налогообложения необходимо заплатить налог на прибыль:

    • (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.

    Проблемная часть

    Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:

    • Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
    • Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.

    Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:

    • Материальные.
    • Амортизационные.
    • На оплату труда.
    • Прочие.

    Примеры

    Вот пример расчета налога с отдельным учетом расходов, пошедших на обеспечение коммерческой деятельности по пропорциональной системе:

    В отчетном квартале бюджетное учреждение получило рублей:

    • Из бюджета – 1900 млн.
    • Целевого назначения – 175 млн.
    • От предпринимательской деятельности – 550 млн.

    Всего – 2625 млн.

    Далее:

    • Поступления от платных услуг составляют: 550/(2625 – 175)×100% = 22,4%.
    • Общие расходы за квартал в рублях – 2425 млн. (плюс 175 млн. целевых). При пропорциональном расчете расходов на предпринимательскую деятельность получаем: (2425 – 175)/ 100×22, 4% = 504 млн. рублей.
    • Облагаемая налогом прибыль при этом расчете получается (550 – 504) = 46 млн. рублей.
    • Отсюда выводится налог на прибыль от коммерческой деятельности по общей формуле: (550 – 504)×0,20 = 9, 2 млн. рублей.

    О проводках учета начисления налога на прибыль бюджетных организаций (учреждений) расскажет видео ниже:

    Как отразить в бухучете начисление и уплату налога на прибыль

    Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

    Учреждения должны рассчитывать и перечислять в бюджет авансовые платежи и налог на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, если применяют общий режим. Это относится как к бюджетным и автономным учреждениям, так и к казенным, если у них есть операции, которые облагаются этим налогом (в частности, при продаже имущества, обнаружении излишков).

    Начисление и уплату налога надо отразить в бухучете, как и любой другой факт хозяйственной жизни.

    Операцию по начислению налога на прибыль отразите в Бухгалтерской справке (ф. 0504833). Справку составьте на основании документа, подтверждающего величину начисленного к уплате налога (авансового платежа). Это может быть налоговая декларация или другой документ, например, налоговый регистр (в зависимости от решения, принятого в рамках формирования учетной политики).

    Такой порядок следует из положений части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 131 Инструкции № 174н, пункта 159 Инструкции № 183н, Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

    Бухучет начисленных и уплаченных сумм налога на прибыль (авансовых платежей) организуйте на счете 0.303.03.000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» (п. 263 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

    Аналитический учет по счету ведите в многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 264–265 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

    О том, как отразить начисление налога по итогам года, см. Какой датой в бухучете отразить начисление налогов по итогам года.

    Порядок отражения в учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль, зависит от типа учреждения.

    В учете казенных учреждений: 

    Расходы на уплату налога на прибыль отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

    Начисление налога на прибыль и его уплату в бюджет отражайте проводками:

    Такой порядок установлен пунктами 104, 111 Инструкции № 162н.

    Казенное учреждение «Альфа» перечисляет авансовые платежи ежеквартально.

    По итогам I квартала «Альфа» получила прибыль в размере 100 000 руб. (от продажи готовой продукции). Авансовый платеж по итогам I квартала составил 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%).

    28 апреля «Альфа» перечислила в бюджет сумму налога на прибыль.

    В бухучете сделаны следующие записи:

    В учете бюджетных учреждений: 

    Начисление налога на прибыль и уплату его в бюджет отражайте проводками:

    Такой порядок установлен пунктами 131, 151 Инструкции № 174н.

    Обратите внимание! Налог на прибыль всегда перечисляйте в бюджет в уменьшение доходов по статьям КОСГУ 130 или 180. Какую из этих статей использовать, установите в учетной политике. При этом не имеет значения объект налогообложения.

    Всегда применяйте одну статью независимо от вида дохода – торговля, аренда, возмещение ущерба и т. п. Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Вместе с тем, данные требования относятся к платежам, а не к начислениям.

    Поэтому учреждение может начислять налог на прибыль по разным КОСГУ (в зависимости от операции), а уплачивать – по единому (например, по 130-му). Однако, чтобы не было путаницы, лучше начислять и уплачивать налог по одному коду КОСГУ.

    В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения налога на прибыль целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения (п. 4 Инструкции № 174н).

    Бюджетное учреждение «Альфа» перечисляет авансовые платежи ежеквартально. В учетной политике учреждения закреплено, что начисление и уплата налога на прибыль отражаются по статье КОСГУ 130.

    По итогам I квартала «Альфа» получила прибыль в размере 100 000 руб. от оказания платных услуг.

    Авансовый платеж по итогам I квартала составил 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%).

    28 апреля «Альфа» перечислила в бюджет сумму налога на прибыль.

    В бухучете сделаны следующие записи:

    В учете автономных учреждений: 

    Начисление налога на прибыль и его уплату в бюджет отражайте проводками:

    При оформлении проводок в 24–26-ом разрядах номера счета указывайте код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.

    Такой порядок установлен пунктами 3, 159, 179 Инструкции № 183н.

    Обратите внимание! Налог на прибыль всегда перечисляйте в бюджет в уменьшение доходов по статьям КОСГУ 130 или 180. Какую из этих статей использовать, вы установите в учетной политике. При этом не имеет значения объект налогообложения.

    Всегда применяйте одну статью независимо от вида дохода – торговля, аренда, возмещение ущерба и т. п. Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Вместе с тем, данные требования относятся к платежам, а не к начислениям.

    Поэтому учреждение может начислять налог на прибыль по разным КОСГУ (в зависимости от операции), а уплачивать – по единому (например, по 130-му). Однако, чтобы не было путаницы, лучше начислять и уплачивать налог по одному коду КОСГУ.

    В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения налога на прибыль целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения (п. 5 Инструкции № 183н).

    Автономное учреждение «Альфа» перечисляет авансовые платежи ежеквартально. В учетной политике учреждения закреплено, что начисление и уплата налога на прибыль отражаются по коду поступлений 130.

    По итогам I квартала «Альфа» получила прибыль в размере 100 000 руб. от оказания платных услуг.

    Авансовый платеж по итогам I квартала составил 20 000 руб. (100 000 руб. × 20%).

    28 апреля «Альфа» перечислила в бюджет сумму налога на прибыль.

    В бухучете сделаны следующие записи:

    Налоговые агенты, помимо начисления и уплаты налога с собственной прибыли, должны отражать в учете суммы, удержанные из доходов своих контрагентов. Порядок бухучета этих сумм зависит от типа учреждения.

    В учете казенных учреждений: 

    При выполнении обязанностей налогового агента в учете сделайте проводки:

    При этом в приложении 1 к Инструкции № 162н не приведена проводка по удержанию налога с перечислений иностранным организациям. Поэтому согласуйте ее с:

    Такой порядок следует из положений пунктов 2, 31, 41, 102, 104, 111 Инструкции № 162н.

    Казенное учреждение «Альфа» заключило контракт на аренду нежилого помещения с германской компанией «Атланта Групп», которая не имеет постоянного представительства на территории России. Арендная плата составляет 90 000 руб.

    В июне «Альфа» перечислила арендодателю сумму арендной платы.

    Сумма налога на прибыль с начисленной арендной платы равна:
    90 000 руб. × 20% = 18 000 руб.

    В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

    В учете бюджетных учреждений: 

    При выполнении обязанностей налогового агента в учете сделайте проводки:

    При этом в Инструкции № 174н не приведена проводка по удержанию налога с перечислений иностранным организациям. Поэтому согласуйте ее с финансовым органом (Казначейством России) или учредителем.

    Такой порядок следует из положений пунктов 4, 51, 60, 61, 73, 128, 129, 133 Инструкции № 174н.

    Бюджетное учреждение «Альфа» заключило контракт на аренду нежилого помещения с германской компанией «Атланта Групп», которая не имеет постоянного представительства на территории России. Арендная плата составляет 90 000 руб.

    В июне «Альфа» перечислила арендодателю сумму арендной платы.

    Сумма налога на прибыль с начисленной арендной платы равна:
    90 000 руб. × 20% = 18 000 руб.

    В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

    В учете автономных учреждений: 

    При выполнении обязанностей налогового агента в учете сделайте проводки:

    В 24–26-м разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.

    При этом в Инструкции № 183н не приведена проводка по удержанию налога с перечислений иностранным организациям. Поэтому согласуйте ее с финансовым органом (учредителем).

    Такой порядок следует из положений пунктов 3, 5, 51, 60, 61, 73, 78, 134–141, 161 Инструкции № 183н.

    Автономное учреждение «Альфа» заключило контракт на аренду нежилого помещения с германской компанией «Атланта Групп», которая не имеет постоянного представительства на территории России. Арендная плата составляет 90 000 руб.

    В июне «Альфа» перечислила арендодателю сумму арендной платы.

    Сумма налога на прибыль с начисленной арендной платы равна:
    90 000 руб. × 20% = 18 000 руб.

    В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

    В налоговом учете с убытка ничего не считают. Так, если расходов больше, чем доходов, прибыли нет, то и налог считать не с чего. База для расчета налога на прибыль равна нулю. Однако в будущих периодах убыток может уменьшать налогооблагаемую прибыль (п. 8 ст. 274, п. 1 ст. 283 НК РФ).

    Правилами бухучета аналогичные нормы не предусмотрены. Поэтому делать какие-либо проводки, связанные с налогом на прибыль, не нужно.

    Проводка по начислению налога на прибыль в 2018 году — пример, в бюджетном учреждении, организации, бухгалтерские

    Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

    Налог на прибыль — это один из основных типов налогов, на которые стоит обратить особое внимание бухгалтеру. ФНС следит за его оплатой особенно чётко, проверяя проводимые платежи и отсчёты.

    Бухгалтерия должна будет открыть специальный счёт, который будет соответствовать данному типу платежа, и следовать иным правовым ограничениям.

    Важные аспекты

    Основная цель внедрения налога на прибыль — сформировать бюджет Российской Федерации. Все хозяйственные субъекты обязаны оплачивать его, если закон прямо не освобождает их от такой обязанности.

    Физические лица также платят налог, но в данном случае он будет именоваться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

    Суть его примерна такая же — если лицо получает выгоду, то должно оплатить определённую часть государству, но имеется множество собственных особенностей.

    Задача бухгалтерии любой организации — контролировать движение капитала, а также отсчитываться перед государством за те или иные действия.

    Бухгалтер также рассчитывает точный размер налогов, которые должны будут выплачиваться государству, после чего организация оплачивает их. Индивидуальные предприниматели выполняют те же действия.

    Размер налога на прибыль будет зависеть от выбранной системы налогообложения, а также от иных факторов, например, от суммы прибыли, которую получил субъект за расчётный период.

    Например, если ИП использует патентную систему, то до определённого момента не платит налог на прибыль, но если его доход превысит установленную планку, то подобная обязанность у него появится.

    Каждое движение капитала внутри фирмы должно регулироваться соответствующей проводкой. Имеется проводка по начислению налога на прибыль, по перечислению данного налога в бюджет.

    Свои особенности будут иметься при начислении налога за различные налоговые периоды деятельности организации, при отсутствии прибыли и так далее. Бланк декларации по налогу на прибыль можно скачать здесь.

    Правильное начисление налога имеет важное значение, так как при наличии ошибки организация или ИП могут быть подвергнуты административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    Какие организации освобождены от налогообложения

    Налоговый кодекс РФ устанавливает некоторые субъекты, которые полностью освобождаются от оплаты налога на прибыль:

    Предприниматели, использующие специальные налоговые режимы Расчёт налогообложения в таких случаях производится в индивидуальном порядке. Речь идёт о лицах и организациях, использующих УСН, ЕНДВ и так далее Организации, которые платят специально установленный игорный налог То есть те лица, которые занимаются игорным бизнесом Организации, которые связаны с центром Сколково Имеют отношение к производству и разработке высокотехнологичных инновационных продуктов

    Дополнительно освобождаться от налога на прибыль могут некоторые организации на временной основе.

    Например, ранее лица, занятые в организации олимпийских игр в городе Сочи платить налог на прибыль не были должны.

    Подобное освобождение коснулось и предпринимателей, которые заняты в организации и облуживании чемпионата мира по футболу в 2018 году.

    Ещё один тип лиц, освобождённых от налога — это индивидуальные предприниматели, выбравшие патентную систему налогообложения.

    Они платят оговоренную сумму, то есть покупают патент, при этом сумма будет отличаться в зависимости от региона действия.

    Обязанность по оплате налога возникает только тогда, когда прибыль превышает шестьдесят миллионов в год.

    Классификатор доходов

    Доходы организации — это увеличение экономической выгоды в результате деятельности, то есть это средства, которые организация получает и это не обязательно именно деньги.

    Все доходы можно условно разделить на следующие категории:

  • Доходы, которые получило лицо от обычных видов деятельности. Это могут быть доходы от продажи товаров, предоставления услуг или оказания работ.
  • Прочие доходы.
  • В свою очередь прочие доходы можно также разделить на несколько категорий:

    Операционные К ним относят прибыль от предоставление во временное пользование активов фирмы, от совместной деятельности с иными субъектами, от участия в уставных капиталах иных фирм и так далее Внереализационные Это могут быть штрафные санкции, взысканные с иных лиц за неисполнение договорных отношений, безвозмездно полученные капиталы, средства, полученные в качестве возмещения ущерба и другие Чрезвычайные То есть возникшие в результате каких-либо чрезвычайных событий, например, страховое возмещение после стихийного бедствия

    Все эти типы доходов должны быть правильно отражены в бухгалтерской отчётности организации или индивидуального предпринимателя.

    Полученные от оказания работ или реализации товара

    Полученные от реализации товаров или от оказания услуг доходы могут быть совершенно различными. Это может быть продажа товаров собственного производства, перепродажа произведённых другими лицами товаров и даже доходы от аренды, если это является одним из видом деятельности субъекта.

    Начисление налога на прибыль, полученного данным способом, производится с помощью проводки дебет счёта 99, а также кредит счёта 68.

    Внереализованные

    К внереализационным доходам относят, например, штрафы, полученные от третьих лиц за неисполнение ими условий договора, прибыль от прошлых периодов, которая была учтена только сейчас, стоимость дооценки различных активов и так далее.

    То есть это доходы, полученные не от реализации товаров или услуг, а связанные с ними моменты.

    Основные проводки при учете ежеквартально (таблица)

    Перед тем как начислить налоги на прибыль, нужно определить основные необходимые проводки в зависимости от различных ситуаций.

    Тип операции Необходимая проводка Начисление налога на прибыль Дебет 99, Кредит 68, субсчёт — налог на прибыль Расход по налогу на прибыль Дебет 99, Кредит 68, субсчёт — условных расход по налогу на прибыль Проводки по отложенному налоговому активу Дебет 09, Кредит 68 Доход по налогу на прибыль Дебет 99, Кредит 68 Списание отложенного налогового актива Дебет 68, Кредит 77 Уменьшение или погашение налогового актива Дебет 77, Кредит 68 Оплата налога на прибыль Дебет 68, Кредит 51

    Задача бухгалтерии — правильно выполнить все проводки, которые отражают доходы и расходы, а также разницу различных счетов.

    В противном случае могут возникнуть проблемы, вплоть до применения административных санкций.

    Какие бюджетные учреждения обязаны уплачивать (пример)

    Несмотря на то, что основная цель бюджетной организации — не извлечение прибыли, они могут её получать в результате своей хозяйственной деятельности.

    Это не должно противоречить действующему законодательству, но закон этого не запрещает, а лишь регулирует. Такие организации должны будет наравне с коммерческими уплатить налог на прибыль.

    Бюджетные организации могут быть федеральными, региональными и муниципальными. Всё зависит от органа, который такую организацию создал.

    Например, общеобразовательные школы, чаще всего, являются муниципальными образованиями. Цель деятельности организации устанавливается органом, который её создаёт.

    Основная задача той же общеобразовательной школы — предоставление образовательных услуг в соответствии с соответствующим законодательством.

    Отказаться от своей основной задачи такая организация не вправе. Финансирование таких организаций производится из следующих источников:

    Получение субсидий из соответствующего бюджета Зависит от того, кем организация была создана Через предоставление услуг по основному направлению деятельности такой организации Но при этом она должна выполнить определённое количество таких услуг бесплатно, в соответствии со своими целями Через осуществление иных видов деятельности Которые не противоречат её задачам

    Например, школа, имеющая свободное помещение, может сдать его в аренду. Если это не будет нарушать образовательный процесс, то такая деятельность будет признана вполне законной. Но при этом доходы от деятельности должны быть направлены на реализацию основных задач организации.

    В данном случае нужно определить, что будет являться объектом налогообложения:

  • Внереализационные доходы.
  • Доходы, полученные от коммерческой деятельности.
  • Например, это могут быть дополнительные платные секции, проведение экскурсий, проведение обследований — в части доходов от коммерческой деятельности и, например, доход от аренды помещений — в части внереализационных доходов.

    Все эти доходы в обязательном порядке облагаются налогом на прибыль, так как такие средства не являются ничем иным, как прибылью.

    Видео: что нужно знать

    Размер налогов на прибыль в данном случае будет стандартным. Организации будут платить двадцать процентов, из которых лишь два направляются в федеральный бюджет.

    Если услуги качались медицинской и образовательной деятельности, то ставка составит ноль процентов.

    Бухгалтерский учёт — важная составляющая в деятельности любой организации, поэтому предельно важно правильно оформить все проводки, в том числе и при получении прибыли.

    Обязанность по его оплате лежит на всех субъектах хозяйственной деятельности, в том числе и на бюджетных учреждениях при оказании определённого рода услуг.

    Ставка будет зависеть от разных факторов, в том числе и от суммы дохода и выбранной системы налогообложения.

    Когда казенные учреждения платят налог на прибыль?

    Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

    Бухгалтеры казенных учреждений иногда испытывают затруднения, сталкиваясь с налогом на прибыль.

    Дело в том, что основное направление казенных учреждений — это оказание государственных услуг и исполнение иных государственных функций.

    А средства, вырученные от оказания государственных и муниципальных услуг, не подлежат налогообложению, об этом четко сказано в подпункте 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

    Впрочем, у казенных учреждений есть и иные источники дохода. Именно поэтому некоторые не могут понять, на какую именно прибыль может начисляться налог. Об этом мы и поговорим сегодня.

    В каких случаях казенные учреждения платят налог на прибыль?

    Казенные учреждения вовсе не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организации. Любые доходы, не перечисленные в статье 251 НК РФ, подлежат обложению на общих основаниях. Если учреждение получает определенные доходы (за исключением неналоговых), эти средства включаются в состав облагаемой базы по налогу на прибыль.

    Налогом облагается прибыль, полученная от реализации товаров и услуг, согласно статье 249 НК РФ, а также прибыль, полученная от внереализационных доходов, согласно 250 статье НК РФ. В частности:

  • Когда казенное учреждение получает выручку от продажи основного средства, согласно закону, такая прибыль числится как доход от реализации имущества.
  • Если казенное учреждение получает средства от арендатора для возмещения коммунальных платежей, то такая прибыль считается внереализационным доходом учреждения.
  • Приведем пример: когда учреждение выдает сотруднику трудовую книжку или вкладыш в нее, по общему правилу с него взимается плата. Размер этой платы определяется размером расходов на приобретение книжки или вкладыша. Сумма, которую работник возместил учреждению, подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    Ситуации достаточно рядовые, но тем не менее они часто вызывают вопросы по поводу начисления налога. Следует помнить, что такие виды доходов не включены в перечень из вышеупомянутой статьи 251 НК РФ, поэтому и облагаются налогом.

    Для того, чтобы четко разобраться в вопросе налогообложения прибыли казенного учреждения, всегда изучайте характер дохода. В этом поможет Налоговый кодекс и устав (положение) учреждения.

    Статья подготовлена

    экспертами Компании «Учёт в БГУ»

    Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

    Налоги в учреждениях: учет, исчисление и оплата

    Налог на прибыль бюджетных учреждений в 2018: порядок и сроки уплаты, проводки

    Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

    Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

    За счет каких средств уплачиваются налоги?

    Согласно п. 11, 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

    Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

    Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

    Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

    Какие КБК применяются для уплаты налогов?

    В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

    • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
    • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

    Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

    Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

    Каков порядок отражения налогов в бухгалтерском учете?

    В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бюджетном учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

    Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бюджетном учете применяются следующие счета:

    • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
    • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
    • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
    • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
    • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

    В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

    Содержание операцииДебетКредитПункт Инструкции № 183н Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств: – налог на прибыль 2 401 10 130
    2 401 10 180 2 303 03 000 159, 179 – НДС 2 401 10 130 2 401 10 180

    2 401 20 200*

    2 303 04 000 159, 179 – иных налогов 0 401 20 200
    0 109 00 200 0 303 05 000 0 303 12 000

    0 303 13 000

    159 Уплата налогов 2 303 03 000 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000

    0 303 13 000

    0 201 11 000
    0 201 21 000 161, 78

    * В части НДС по безвозмездным передачам.

    При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

    Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

    В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

    Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация.

    При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

    Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций.

    Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

    Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.

    2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

    Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств.

    Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

    Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде).

    Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения.

    Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

    В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается.

    В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей.

    Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

    Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом).

    А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

    Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

    Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания.

    Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета.

    Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

    В бухгалтерском учете налогов в учреждениях отразятся следующие проводки:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Начислен налог на имущество

    00000000000000851

    4 401 20 290

    00000000000000851

    4 303 12 000

    120 000

    Уплачен налог в бюджет

    00000000000000851

    4 303 12 000

    00000000000000000

    4 201 11 000

    120 000

     –

    Увеличение

    забалансового счета 18

    (КВР 851, код 290 КОСГУ)

    Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

    Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

    Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

    В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете налогов в учреждениях следующим образом:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Начислен доход от аренды

    00000000000000120

    2 205 21 000

    00000000000000120

    2 401 10 120

    50 000

    Поступила арендная плата на лицевой счет

    00000000000000000

    2 201 11 000

    00000000000000120

    2 205 21 000

    50 000

    Увеличение

    забалансового счета 17

    (код 120 КОСГУ)

     –

    Начислен НДС

    00000000000000120

    2 401 10 120

    00000000000000180

    2 303 04 000

    7 627

    Начислен налог на прибыль

    00000000000000120

    2 401 10 120

    00000000000000180

    2 303 03 000

    8 475

    Уплачен НДС в бюджет

    00000000000000180

    2 303 04 000

    00000000000000000

    2 201 11 000

    7 627

     –

    Уменьшение

    забалансового счета 17

    (код 180 КОСГУ)

    Уплачен налог на прибыль в бюджет

    00000000000000180

    2 303 03 000

    00000000000000000

    2 201 11 000

    8 475

     –

    Уменьшение

    забалансового счета 17

    (код 180 КОСГУ)

    Учитываются ли имущественные налоги в целях налогообложения?

    Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

    Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

    Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

    В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

    Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

    Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий.

    Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.

    2016 № 03‑03‑06/3/64622.

    Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

    * * *

    Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

    1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

    2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

    3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

    4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются.

    Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход.

    Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов. 

    Л. Ларцева, эксперт журнала

    «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», март, 2017

    Яндекс.Метрика