Организация проведения ревизии: понятие и виды

Понятие и основные принципы проведения документальной ревизии

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Поиск Лекций

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей). Самые распространенные и прогрессивные – комплексные ревизии, включающие все участки и стороны деятельности ревизуемого предприятия.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

1) подготовительный;

2) проведение ревизии;

3) оформление результатов ревизии;

4) реализация результатов ревизии;

5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще до выезда на объект. Подготовительный этап ревизии заключается в сборе информации о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по результатам проведенных ревизий, вообще все, что относится к данному предприятию.

Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности (расчеты и декларации).

На основании собранной информации определяются задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, руководитель ревизионной группы проводит ознакомительную работу на основании информации о предприятии, а также производит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревизионной группы.

По прибытии на предприятие и предъявлении руководителю предприятия приказа или распоряжении о проведении ревизии приступают непосредственно к этапу проведения ревизии.

Проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями (высылают извещения на предприятия с просьбой сообщить о состоянии расчетов или имеющихся претензий к ре-визируемому предприятию).

Если ведение бухгалтерского учета на предприятии запущено, руководитель ревизионной группы дает задание восстановить учет. В течение проверки для систематизации материалов ревизоры составляют рабочие документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений.

Результаты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соответствии с планом или программой ревизии).

В акте указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответственности виновных лиц. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии.

А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков.

В дальнейшем выполнение этих решений должно быть проконтролировано.

Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других нормативных правовых актов.

Глава 5 Документальная ревизия и особенности ее проведения по требованию правоохранительных органов

Организация проведения ревизии: понятие и виды

ГлавнаяБухучет и АудитСудебная бухгалтерияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Наиболее эффективной и распространенной с позиции правоохранительной практики такая форма документального и последующего контроля, как документальная ревизия

Значительное количество преступлений, связанных с хищениями государственного, частного и общественного имущества, а также должностных и хозяйственных преступлений вскрываются путем проведения документальной ревизии

.

Ревизия — это система контрольных действий, с помощью которых за определенный период времени, согласно программе ревизии, устанавливается законность, целеустремленность и экономическая эффективность проведенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц при их осуществлении. Контроль осуществляется на основании изучения бухгалтерских и других документов, чем ревизия и называется документальной [26, с2122].

Документальная ревизия является одним из наиболее эффективных инструментов документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, соблюдением законодательства по финансовым п вопросам, достоверности учета и отчетности. С ее помощью осуществляется также выявления недостач, растрат, присвоений и хищений денежных средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений [13 с1688].

Цель ревизии заключается в проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, материалов инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей, раскрытие те и предупреждении хищений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявлении и мобилизации внутрихозяйственных резервов [13 с1688].

Ревизия — проверка по требованию ревизионных, следственных или судебных органов законности, целесообразности финансово-хозяйственной деятельности по решаемых задач [13. С169]

. Виды ревизий:

1) зависимости от ведомственной подчиненности ревизии делятся: (вневедомственные ревизии; ведомственные ревизии; внутрихозяйственные ревизии).

Вневедомственные ревизии направленные на защиту государственных интересов (полнота взносов в бюджет платежей из прибыли предприятиями, правильность использования бюджетных ассигнований и т.д..

Внутрихозяйственные ревизии при сохранении больших ведомственных структур в нашей стране не получили еще достаточно широкого развития

Защитные функции как ведомственной, так и ревизии вообще зависят от реализации в работе контрольного аппарата следующих принципов организации ревизионной проверки: ее своевременности, внезапности, цилеспрямова аности и всесторонности [26, с213].

2). По принципу организации ревизии делятся на плановые (по планом) и внеплановые (не предусмотренные этим планом) [26, с213]

3). По объему операций, проверяемых и документов: по первому признаку (объем операций) выделяют ревизии полные, неполные, частичные; за вторым признаком (объем проверяемых) различают тематические, выборочные, комплексные.

При тематической ревизии проверяется каждый документ, принадлежащий к определенному виду операций, при выб выборочно — некоторые из таких документов. .

Комплексной считается ревизия, где одних видов операций документы проверяются сплошным методом, по другим — выборочно

4). По признаку повторяемости контрольных действий ревизии могут быть: первичными; дополнительными; повторными

. Первичная ревизия проводится по первоначальной задачей, а также в случаях, когда впервые проверяются соответствующие документы.

Повторная ревизия назначается тогда, когда необходимо проверить выводы первичной, например, если первичная ревизия была проведена поверхностно или при отсутствии материально ответственных лиц (кроме случаев, установлен ених законом), при необоснованности вывода и в других случаях. Компетенция ревизоров обычно определяется в. Законе Украины»О государственной контрольно-ревизионной службе Украиныраїни».

5). По методу проведения различают ревизии сплошные и выборочные

При сплошной ревизии проверяют все документы, связанные с определенной операцией. Эта проверка позволяет устранить возможность про-предположение незаконных документов и полное представление о деятельности предприятия

При выборочной ревизии анализируются не все документы бухгалтерской отчетности, а только некоторые из них. Эффективность этого метода зависит от способа выбора — хронологического или систематического

По составу ревизионной группы различают бухгалтерские и комплексные ревизии. К первым относятся такие, которые осуществляются ревизора-ми-бухгалтерами, ко вторым — те, проводимых группой ревизоров разных с специальностей.

Потребность в комплексной ревизии возникает тогда, когда накапливается значительный объем информации, который ревизор-бухгалтер способен досконально проверить и необходимые ревизоры второй специа льности или, если необходимо, провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности за значительный периодомод.

При наличии определенных данных о совершении хищений на какой-то конкретной области производства можно точно определить цель и объем проверки и привлечь соответствующих специалистов, которые всесторонне проверят хоз хозяйственную деятельность как со стороны фактического осуществления операций, так и со стороны отражения их в бухгалтерском учете.

Для проведения таких ревизий должны привлекаться товароведы, технологи, экономисты, строители и другие специалисты, что позволит значительно расширить круг определенных вопросов

При проведении комплексной ревизии по требованию следственных органов нет необходимости проверять все стороны производственной, финансовой и хозяйственной деятельности

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Понятие и виды документальной ревизии

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Государственный финансовый контроль — одна из важнейших функций государственного управления.

Основным методом финансового контроля является ревизия. Порядок ее организации и проведения определяется такими документами как: приказ МВД РФ от 02.08.

2005 N 636 « Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности», а также приказ Минфина Российской Федерации от 14 апреля 2000 г.

№ 42н «Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации».

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Под документальной ревизией следует понимать проверку по документам и записям в учетных регистрах, законности, правильности и целесообразности хозяйственной деятельности предприятий, организаций или учреждений.

Цель ревизии — контроль соблюдения законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованности, наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Виды ревизий:

— в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные; — в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные.

Ревизии могут осуществляться как в плановом (в соответствии с утвержденными планами работы контрольно-ревизионных органов), так и во внеплановом порядке (по обращениям органов государственной власти, мотивированным постановлениям правоохранительных органов и др.).

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Программа ревизии включает темы, период, который должна охватывать ревизия, перечень основных вопросов и объектов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Основные этапы проведения ревизий

Весь процесс проведения документальной ревизии может быть разделен на четыре основных этапа.

Первый этап — подготовка к проведению ревизии — совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется состав ревизионной группы и сроки проведения ревизии.

На этом этапе ревизоры знакомятся с предыдущими актами, материалами отчетности и на их основе составляют программу (план) предстоящей ревизии, которую утверждает руководитель ревизующей организации.

Второй этап — неотложные ревизионные действия, при которых ревизор представляет свои документы руководителю ревизуемой организации, знакомит его с составом ревизионной группы. Из тактических соображений, когда ревизия проводится по инициативе правоохранительных органов, целесообразно опечатывание кассы, сейфов, а также мест хранения ценностей.

К неотложным действиям следует отнести снятие денежных остатков в кассе, с последующим оформлением промежуточного акта или акта проверки денежной наличности кассы, кассиры при этом составляют кассовые отчёты за отчетный период.

Третий этап — проведение документальной ревизии — в свою очередь подразделяется на две стадии.

В стадии общего исследования ревизор знакомится со сводной документацией, журналами-ордерами, производственными отчетами с целью выявления сомнительных операций, требующих детального исследования. Именно на этой стадии ревизоры широко используют возможности экономического анализа.

На стадии детального исследования проверка операций осуществляется по первичным учетно-бухгалтерским документам.

Четвертый этап — составление акта документальной ревизии, в котором излагаются результаты ревизии, а также приложений к нему. Акт ревизии подписывается ревизором, главным (старшим) бухгалтером и руководителем ревизуемого предприятия и составляется в 2-4-х экземплярах.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

В процессе доказывания материалы ревизии широко используются для установления суммы ущерба, причиненного преступлением, способов сокрытия недостачи и хищений в документах и записях учета, при уточнении круга лиц. принимавших участие в преступлении.

1.2 Виды документальной ревизии

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Являясь формой последующего документального и фактического контроля, ревизия сохраняет одно общее для всех видов контроля основание своей собственной классификации. Как и финансово-хозяйственный контроль, в зависимости от осуществляющих проверку органов в нашей стране различают вневедомственные, ведомственные и внутрихозяйственные ревизии.

Вневедомственные ревизии, направленные в основном на защиту государственных интересов (полнота взносов в бюджет платежей из прибыли предприятиями, правильность использования бюджетных ассигнований и т.п.

), проводят органы Государственной налоговой службы и аппарат Департамента государственного финансового контроля и аудита; ведомственные — вышестоящие для проверяемой хозяйственные организации.

Внутрихозяйственные ревизии при сохранении крупных ведомственных структур в нашей стране не получили еще достаточно широкого развития.

В государственном секторе эта форма ревизий встречается, главным образом, на крупных промышленных объединениях, где в составе центральной бухгалтерии (экономической службы) может быть штатная единица ревизора, контролирующего работу отдельных структурных подразделений (цеха, филиалы и др.) данного объединения.

Как и во всей системе хозяйственного контроля, известная разобщенность государственных и узковедомственных интересов оказывает свое влияние на сравнительную эффективность защитных функций отдельных видов документальных ревизий,

В качестве средства выявления экономических преступлений вневедомственные ревизии оказываются эффективнее ведомственных в 3-5, а по некоторым оценкам даже в 9 раз.

Эта общая закономерность вытекает из ведомственной зависимости ревизоров, их сохраняющимся закреплением за определенной группой хозяйственных объектов (фактор срастания с подконтрольными объектами), недостаточной численностью контрольного аппарата, перегруженностью типовых программ производства ревизий многими, в том числе второстепенными для хозяйственного руководства вопросами. Вместе с тем если говорить о конкретных ревизионных аппаратах и проводимых ими проверках, то в рамках этой общей закономерности можно выявить заметные отклонения от названной тенденции, вскрыть ряд более частных (кроме ведомственной принадлежности) факторов, влияющих на эффективность ревизионной работы.

Защитные функции как ведомственной, так и вневедомственной ревизии зависят от реализации в работе контрольного аппарата следующих принципов организации ревизионной проверки: ее своевременности, внезапности, целенаправленности и всесторонности.

Своевременность проверки достигается рациональным использованием плановых и внеплановых ревизий, которые различаются между собой по основаниям для их назначения.

Основанием плановых проверок служит закрепленная в законе обязанность контролирующих органов осуществлять регулярные проверки хозяйственной деятельности подведомственных (подконтрольных) предприятий.

Такие ревизии организуются по заранее утвержденному годовому графику с тем, чтобы в течение определенного срока (год, два) охватить проверкой все подведомственные (подконтрольные) данному органу предприятия, учреждения и организации.

Нарушения при составлении графиков, когда, например, некоторые объекты в течение многих лет не подвергаются контролю, заметно снижают возможности выявления злоупотреблений в ходе плановых документальных ревизий.

Кроме систематического невключения части контролируемых объектов в график производства ревизии, на эффективность проверок отрицательное влияние оказывает определение их очередности — без учета результатов предыдущей ревизии и итогов экономического анализа отчетности предприятий.

Рациональное планирование должно сочетаться с организацией вне всякого графика в необходимых случаях и внеплановых документальных ревизий.

Основанием для проведения ревизии вне утвержденного плана могут быть: результаты анализа отчетности предприятия, указывающие на явные признаки возможных злоупотреблений, а также сигналы с мест и выступления в периодической печати.

Иногда таким основанием является инициатива правоохранительных органов, требующих провести на данном объекте внеплановую документальную ревизию.

Внезапность контроля обеспечивается неразглашением годовых графиков производства ревизий, которые должны храниться в ревизионном аппарате наравне с секретными документами.

Неэффективность ревизий может быть вызвана тем, что при несоблюдении принципа внезапности некоторые неотложные действия ревизора (снятие остатков в кассе, на складе и т.п.

) ввиду заведомой подготовленности контролируемых лиц не дают положительных результатов, По рассматриваемому признаку можно различать внезапные и заранее объявленные документальные ревизии. Такое деление в теории документальной ревизии не принято. Считается, что все ревизии являются внезапными.

Практика показывает, что принцип внезапности часто нарушается, в том числе по вине самих работников контрольно-ревизионного аппарата. Причины систематического нарушения правила внезапности производства плановых ревизий в ряде случаев также входят в предмет доказывания при расследовании уголовных преступлений.

Принцип целенаправленности имеет особенно большое значение для защитных функций ревизии. Суть этого принципа состоит в концентрации особого внимания ревизора на тех видах хозяйственных операций, в ходе которых наиболее часто могут совершаться типичные злоупотребления.

Лучше всего данный принцип проводится в жизнь при использовании контрольными аппаратами документальных ревизий, различающихся между собой по объему проверяемых операций и документов.

По первому признаку (объем операций) выделяют ревизии полные (когда проверяются все стороны хозяйственной деятельности и все виды хозяйственных операций) и неполные, контролирующие лишь отдельные виды хозяйственных операций (ревизия кассовых операций, ревизия операций на определенном складе и т.п.).

Особый вид неполных ревизий — тематические, когда за определенный период времени проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации и под определенным углом зрения.

Такими тематическими ревизиями по своей сущности являются налоговые, а также аудиторские проверки достоверности финансовой отчетности предприятий.

По второму признаку (объем проверяемых документов) различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

При сплошной ревизии проверяется каждый документ, относящийся к данному виду операций, при выборочной — некоторые из таких документов. Комбинированной считается ревизия, где по одним видам операций документы проверяются сплошным методом, по другим — выборочно.

Плановые ревизии по объему проверяемых операций обычно бывают полными, а по способу отбора контролируемых документов комбинированными.

Целенаправленность на защиту отношений собственности определяется здесь в типовых программах ревизий, где предусматривается обычно сплошной контроль документов по видам наиболее уязвимых операций, например проверка кассовых операций производится сплошным методом, в то время как многие другие операции контролируются выборочным путем.

Внеплановые ревизии, проводимые в связи с чрезвычайными обстоятельствами, чаще бывают неполными. Они направлены на проверку конкретного вида операций, в ходе которых предположительно совершались злоупотребления. Метод отбора контролируемых документов в таких ревизиях, как правило, оказывается сплошным.

Приведенное деление достаточно условно. В ходе проведения ревизии ее характер может измениться. Так, например, если при комбинированной плановой ревизии при выборочной проверке какого-либо вида операций обнаружатся признаки подлога в документах, ревизор должен перейти по данному виду операций от выборочного метода проверки к сплошному.

Если эти правила нарушаются (например, полные ревизии проводятся только выборочным методом или внеплановая ревизия, назначенная в связи с сигналом о злоупотреблениях, охватывает хозяйственную деятельность предприятия в ее полном объеме), то защитные функции документальной ревизии могут оказаться нереализованными, и это приводит к несвоевременному выявлению фактически совершившихся экономических преступлений.

Принцип всесторонности требует учитывать сложность структуры контролируемого объекта и осуществляемых в нем хозяйственных операций. Ревизии на крупном хозяйственном объекте должна подвергаться не только деятельность бухгалтерии, но и всех других управленческих и производственных подразделений.

Кроме бухгалтерских здесь изучают планово-экономические, а также технологические документы, для чего требуются специальные знания.

Только силами бухгалтера-ревизора нельзя квалифицированно применять и такие методы фактической проверки хозяйственных операций, как контрольные обмеры выполненных объемов работ, контрольный запуск сырья в производство, выпуск контрольной партии продукции и т.п.

В соответствии с этим принципом в зависимости от особенностей контролируемой хозяйственной деятельности должен дифференцироваться и состав ревизионной группы.

По признаку состава ревизионной группы различают ревизии бухгалтерские (проводимые только бухгалтером-ревизором) и комплексные (где в группу кроме бухгалтера-ревизора входят другие специалисты). Бухгалтерские ревизии проводятся, в основном, в бюджетных учреждениях.

На предприятиях, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью, все плановые ревизии должны осуществляться комплексно. Состав ревизионной группы для внеплановой ревизии всегда определяется в зависимости от содержания поставленного перед ней конкретного задания.

По признаку повторяемости контрольных действий ревизии могут быть первичными, дополнительными и повторными.

Первичная ревизия проводится по первоначальному заданию, а также в случаях, когда впервые проверяются соответствующие документы.

Повторная ревизия назначается тогда, когда необходимо проверить выводы первичной ревизии, например, если первоначальная ревизия была проведена поверхностно или в отсутствие материально ответственных лиц (кроме случаев, установленных законом), при необоснованности выводов ревизии и в других случаях.

Она, как правило, проводится другим ревизором, но иногда, в зависимости от причин, обусловивших ее назначение, и тем же ревизором.

Дополнительная ревизия назначается в случаях, когда необходимо дополнить выводы первичных или повторных ревизий, а также выявить новые обстоятельства, не вскрытые предшествующими ревизиями.

следователь ревизор преступление экономический

Тема . Понятие и порядок проведения ревизии

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке, законности и обоснованности хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера, других лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление.

Цели ревизии:

— контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций;

— контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Задачи ревизии:

— проверка законности хозяйственных операций;

— проверка соблюдения финансовой дисциплины;

— выявление случаев незаконного расходования и списания средств и материалов;

— проверка законности и правильности действий должностных лиц при выполнении должностных обязанностей.

Классификация ревизии:

1) по основаниям назначения:

— плановая – назначенная в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проверяющего органа;

— внеплановая (внезапная) – проводится без предварительного уведомления (при поступлении жалобы или другого сигнала).

2) по полноте охвата хозяйственных операций:

— сплошная – проверке подвергаются вся совокупность хозяйственных операций и документов;

— выборочная – проверяется часть хозяйственных операций и документов.

3) по объему и направлению проверки и составу проверяющих:

— сквозная — одновременно проверяется деятельность главного и дочерних предприятий;

— тематическая — проверка отдельных сторон деятельности предприятия;

— комплексная — полная проверка финансово-хозяйственной деятельности, проводится бригадой специалистов;

— бухгалтерская — проводится одним специалистом бухгалтером-ревизором в бюджетном учреждении.

4) по повторности проведения:

— первичная – проводится впервые на проверяемом предприятии;

— дополнительная – проводится для подтверждения выводов первичной ревизии, поиска дополнительной информации по рассмотренным вопросам, как правило, проводится той же бригадой ревизоров;

— повторная — проводится для контроля качества первичной ревизии, или в случае аргументированных возражений проверяемых лиц против выводов первичной ревизии, проводится другой бригадой ревизоров по тем же вопросам заново.

Права ревизоров:

1) проверять фактическое наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств у материально-ответственных лиц, требовать проведения инвентаризаций;

2) требовать от руководителей и работников предприятия представления планов, смет, отчетов, приказов и т.д.;

3) опечатывать или изымать подложные или сомнительные документы для обеспечения их сохранности (при этом целесообразно изъятый документ заменить на копию с отметкой о времени, дате, основании изъятия, месте его хранения);и документов;

4)осматривать объекты и помещения, в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы, склады и другие места хранения ТМЦ

5) запрашивать от различных организаций и лиц необходимые сведения и копии документов;

6) привлекать работников организации к выполнению заданий по ревизии;

7) пользоваться помещениями, средствами связи и транспортом ревизуемой организации для проведения ревизионных мероприятий;

8) принимать и рассматривать заявления и жалобы работников ревизуемой организации.

Ревизор не имеет права:

— оказывать давление;

— употреблять обвинительные суждения;

— угрожать наказанием;

— давать оценку действиям должностных лиц;

— высказывать предположения;

— участвовать в увеселительных мероприятиях ревизуемой организации, допускать неделовые отношения;

— требовать документы, не относящиеся к предмету ревизии;

— распространять конфиденциальные сведения;

— превышать установленные сроки проведения ревизии.

Ревизор несет уголовную ответственность за сокрытие обнаруженных фактов хищений и других преступных действий работников проверяемой организации.

2. Этапы проведения ревизии:

1. Планирование ревизии. Руководителем соответствующего органа составляется план, не подлежащий разглашению, указывается количество проверяемых организаций с учетом времени после предыдущей ревизии, характера недостатков, наличия сигналов о злоупотреблениях и нарушениях.

2. Подготовка к ревизии. Ревизор устанавливает наличие претензий к проверяемой организации, знакомится с предыдущими актами ревизий с целью получения общего представления о предприятии.

3. Составление задания (программы) ревизии.

4.

Предварительное изучение объекта ревизии и знакомство с руководством предприятия – предъявление служебного удостоверения, приказа о ревизии, внезапная проверка денежных средств и бланков строгой отчетности, знакомство со структурой и обязанностями руководителей подразделений, с организацией бухгалтерского учета, обследование служебных и производственных помещений, территорий, составление рабочих планов-графиков проведения ревизии.

Руководитель ревизуемого предприятия должен создать надлежащие условия для работы ревизионной группы: обеспечить помещениями, средствами связи и оргтехники, транспортом.

5. Документальная и фактическая проверка (см. методы в аудите).

6. Систематизация материалов ревизии – группировка нарушений по однородным хозяйственным операциям, по уровню ответственности должностных лиц, по уровню материального ущерба, оформление рабочих документов ревизора.

7. Составление акта ревизии – обобщенный документ ревизии, в котором должны быть отражены: объект нарушения (инструкция, приказ постановление с указанием пункта или параграфа нарушения; нарушитель; дата и время нарушения; чем вызвано нарушение; размер причиненного ущерба.

8. Обсуждение материалов ревизии.

Результаты ревизии доводятся до сведения работников предприятия, обсуждаются на заседаниях, совещаниях и т.д. В течение пяти рабочих дней руководитель и главный бухгалтер предприятия знакомятся с актом и оформляют свои возражения. Ревизор в течение пяти рабочих дней проверяет обоснованность возражений.

9. Утверждение акта ревизий и приложений к нему – не позднее трёх дней после подписания акта материалы ревизии предоставляются руководителю ревизующего органа. В течение 10 рабочих дней он определяет порядок реализации материалов ревизии, готовит представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

10. Организация контроля за выполнением предписаний — получения отчетов от проверяемого предприятия или контроль с выездом на место, передача материалов ревизии в соответствующие органы.

Тема Акты ревизии

Различают следующие виды актов ревизии:

1) Разовые акты – составляются при проверке отдельных операций.

2) Промежуточные акты – составляются в процессе ревизии на тех участках, где вскрыты серьезные нарушения. Промежуточный акт является частью общего акта, подписывается ревизором, виновником нарушения, должностными лицами ревизуемой организации. Ревизор требует подробных объяснений от виновных лиц.

Обязательно составление промежуточного акта при выявлении нарушений наказуемых в уголовном порядке.

Документы, передаваемые в следственные органы:

— письмо- заявление о совершенном преступлении;

— акт ревизии;

— подлинные документы, подтверждающие выявленные нарушения и злоупотребления;

— объяснительные ревизуемых, а также других лиц, имеющих значение для проверки обстоятельств совершения преступления;

— заключение ревизора по этим объяснениям.

3) Основной акт (общий). Форма и построение акта определяется соответствующими приказами и постановлениями.

Форма акта должна быть лаконичной, констатирующей действительные факты, и не содержать юридической оценки выявленных нарушений, так как эту оценку дают вышестоящие или правоохранительные органы.

В формулировках акта не должны просматриваться личные взгляды, выводы, замечания и умозаключения ревизоров. В то же время, недопустимо замалчивание нарушений и недостатков.

В акт не включается информация, основанная на устных заявлениях.

Структура акта:

1. Вводная:

— наименование темы ревизии;

— дата и место составления акта;

— кем и на каком основании проведена ревизия;

— проверяемый период и сроки ревизии;

— полное наименование и реквизиты предприятия;

— ведомственная принадлежность;

— наименование вышестоящих предприятий;

— виды деятельности;

— лицензии;

— количество расчетных счетов;

— кто в проверяемый период имел право подписи, и кто являлся главным бухгалтером;

— кем и когда проводилась предыдущая ревизия;

— что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков.

2. Описательная часть — состоит из разделов в соответствии и последовательностью вопросов, указанных в программе ревизии.

Объем материалов ревизии не должен превышать более 250 страниц. Если объем больше, то производится деление по томам под общим названием.

Проведение ревизий

Организация проведения ревизии: понятие и виды

Проведение ревизии на предприятии – это наиболее эффективный способ контроля над осуществлением финансовых и хозяйственных операций с целью подтверждения их обоснованности, а также над имуществом организации и использованием ресурсов, как материальных, так и трудовых. Основные цели ревизии – это подтверждение соблюдения действующего законодательства РФ при осуществлении предпринимательской деятельности, а также – выявление соответствия использования ресурсов действующим нормам, сметам и нормативам.

Кому необходима ревизия?

Услуга проведения ревизии наиболее актуальна для холдингов и крупных компаний, как российских, так и зарубежных. Проверка позволяет выявить, насколько компетентными в своей отрасли являются наемные управляющие, соответствует ли их работа основным требованиям организации.

Для наибольшей результативности ревизии необходимо обеспечить ряд важных условий:

  • Фактор внезапности. Для наибольшей объективности управляющие лица не должны знать о планируемом мероприятии, это позволит наглядно оценить их работу, а также проконтролировать финансовую деятельность предприятия.
  • Скорость проверки. В случае, если ревизия будет проводиться медленно или поэтапно, управляющие лица получат возможность скрыть отдельные факты. Поэтому для обеспечения достоверности результатов проверка должна проводиться в оперативном порядке.
  • Детальная отчетность. Полученные данные в обязательном порядке должны быть зафиксированы, а также обоснованы.
  • Условие неразглашения. Ревизия проводится в конфиденциальном порядке, так как проверка касается внутренних вопросов компании, и выявленные нарушения никоим образом не должны повлиять на внешнюю деятельность предприятия и его репутацию в деловом мире.
  • Опытный персонал. При проведении ревизии одним из обязательных условий становится участие опытного и профессионального аудитора, при этом все сотрудники, осуществляющие инвентаризацию и проводящие процедуры финансового контроля должны обладать должными знаниями и достаточным опытом.
  • Полная отчетность. Необходимым условием является полное согласование и утверждение отчетности – как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Результаты проведения ревизии

Ревизия позволяет решить ряд сложнейших задач для предприятия, а именно:

  • Осуществить всесторонний финансовый контроль над деятельностью предприятия.
  • Проверить сохранность имущества организации (провести инвентаризацию), а также определить эффективность его использования.
  • Оценить риск хищений на предприятии.
  • Определить реальные показатели эффективности деятельности предприятия.
  • Оценить эффективность работы управляющего персонала предприятия.
  • Проконтролировать правильность составления управленческой отчетности.
  • Выявить нарушения и злоупотребления со стороны должностных лиц и разработать комплекс мер по их дальнейшему предотвращению.
  • Обнаружить уязвимость во внутреннем управлении организацией и определить методы их устранения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
  • Оценить методы расчета себестоимости продукции или предоставления услуг.
  • Обосновать корректность определения цены товаров или услуг.
  • Осуществить контроль над исполнением бюджетов предприятия.

Ревизия — комплекс сложных процедур, от результатов которых во многом зависит дальнейшая эффективность работы предприятия или его филиала.

Однако, доверяя эту задачу нам, Вы можете быть полностью уверены, что все необходимые требования будут соблюдены, а полученные данные позволят разработать комплекс мер, направленных на улучшение работы управляющего персонала и деятельности предприятия в целом.

Узнайте, как Проведенная ревизия повысит эффективность работы Вашей компании: звоните по телефону +7 (495) 929-71-21 или напишите нам.

Яндекс.Метрика