Основные правила разрешения налоговых споров

Особенности разрешения налоговых споров

Основные правила разрешения налоговых споров

Основные правила разрешения налоговых споров

Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье. 

Налоговые споры: стороны, предмет и виды

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

Обжалование действий и актов налоговых органов

Решение налоговых споров в суде

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

Налоговые споры: стороны, предмет и виды

Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

  • налогоплательщики — предприятия и граждане;
  • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов.

При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

  • Исходя из предмета:
    • дискуссии правового характера;
    • конфликты по процедурам;
    • споры о фактах.
  • По инициатору разбирательства — споры, начатые:
    • плательщиком налоговых сборов;
    • налоговым органом;
    • таможенным органом.
  • Исходя из механизма разрешения налогового спора:
    • в досудебном порядке;
    • в суде.
  • Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов. 

    Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

    Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

    • Гражданский кодекс;
    • Гражданский процессуальный кодекс;
    • Кодекс об административных правонарушениях;
    • Кодекс административного судопроизводства;
    • иные законодательные акты.

    При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

    • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@;

    Урегулирование и разрешение налоговых споров

    Основные правила разрешения налоговых споров

    В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

    Определение категорий и понятий

    Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

    Субъекты разделяются на

    • публичные (структуры ФНС или таможенные)
    • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

    Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

    К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

    • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
    • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
    • структуры ФНС;
    • таможенные структуры.

    Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

    Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

    Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

    Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

    Критерии и классификация налоговых разногласий

    В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

    • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
    • структур таможни или ФНС.

    По основанию (предмету) выделяют типы споров:

    • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
    • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

    По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

    • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
    • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

    Предметом требований может служить заявление о:

    • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
    • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
    • обеспечении мер;
    • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
    • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

    По способу разрешения ситуации делят на:

    • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
    • решаемые административным (досудебным) порядком.

    Судебное рассмотрение конфликтов

    Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

    Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

    Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

    Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

    • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
    • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
    • закрытии организации;
    • установлении недействительности в отношении сделки.

    Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

    Досудебный способ урегулирования

    С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

    Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

    Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

    Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

    • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
    • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

    Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

    Особенности досудебного обжалования

    Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

    В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

    В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

    • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
    • в части или в полном объеме изменено или отменено;
    • отменено, но принято новое решение;
    • отменено, а производство по делу прекращается.

    Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган.

    Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней).

    Результат доводится до плательщика в письменном виде.

    Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

    • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
    • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
    • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
    • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

    Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

    Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

    Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

    При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

    Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

    Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

    Порядок разрешения налоговых споров

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Глава 19 (со ст. 137 НК РФ)

    Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, нарушающие его права.НПА налоговых органов могут быть обжалованы в соответствии с ФЗ.

    Жалоба — обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц

    Апелляционная жалоба — обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

    Порядок обжалования

    Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (в суд только после обжалования в вышестоящий).

    В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.

    Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

    Отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям.

    Порядок и сроки подачи жалобы

    Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

    В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

    Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы

    Апелляционная жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

    Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение 3 дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

    Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

    Глава 20 (со ст. 140 НК РФ)

    По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган:

    1) оставляет жалобу без удовлетворения;

    2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

    3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

    4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

    5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

    Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем) налогового органа, но не более чем на один месяц.

    Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу в течение 3 дней со дня его принятия.

    54. Понятие упрощенной системы налогообложения.

    Глава 26.2 (со ст. 346.11 НК РФ)

    УСНодна из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности (впервые в России появилась в 1995 году и регулировалась ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

    УСН применяется организациями и ИП наряду с общей системой налогообложения. Особенность данного режима – наличие у налогоплательщика права добровольно выбирать УСН или обычный налоговый режим, а также добровольно переходить с УСН на общую.

    Относительно налогоплательщиков – организацийприменение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

    Применение УСН ИП предусматривает их освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физ лиц и единого соц налога с доходов, полученных от предпринимат деят-ти, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физ лиц.

    Организации и ИП не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость при исчислении и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.

    Для организаций и ИП сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

    Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей. (9 мес – доходы не превысили 45 млн)

    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 17) казенные и бюджетные учреждения; 18) иностранные организации; 20) микрофинансовые организации.

    Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осущ самим налогоплательщиком, но в период действия УСН объект не может быть изменен. Объект влияет на определение базы и величину налоговой ставки.

    Если объект – доходы уменьшенные на величину расходов, то налоговая база – денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или ИП, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП.

    Налоговое законодательство предоставляет субъект право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих аналогичных налоговых периодов. Однако такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %.

    Налоговые ставки при УСН зависятот выбранного налогоплательщикомобъекта налогообложения. Если объектомявляютсядоходы,налог уплачивается по ставке6%. Если объектом являютсядоходы, уменьшенные на величину расходов,налоговая ставка составляет15%.

    Налоговый период при УСН – календарный год. Отчетными периодами является квартал, полугодие и девять месяцев календарного года

    Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно и уплачиваются авансовыми платежами за соответствующий отчетный период. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

    По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации

    Сумма налога перечисляется налогоплательщиками на счета орг Фед казначейства для последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты гос внебюджетных фондов.

    Налоговые споры и их разрешение (стр. 1 из 5)

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине Налоговое право

    на тему

    Налоговые споры и их разрешение

    Содержание

    Введение

    1. Налоговые споры, как разновидность экономических споров

    2. Защита прав налогоплательщиков

    3. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков

    Список использованной литературы

    Задача

    Заключение

    Введение

    Практика развития отечественного налогового законодательства показывает, что поэтапное введение актов законодательства о налогах и сборах в силу, недостаточная разработанность соответствующей теоретической основы, поспешность законодателя в разработке и принятии налогово-правовых актов, а также отсутствие системности в формировании внутренней структуры налогового закона, служат причиной возникновения конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.

    При этом основа конфликтов зачастую заключается не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности уяснить смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности или коллизионности с иными нормами, регулирующие сходные налогово-правовые отношения.

    Разрешению спора в таких условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти — вышестоящего налогового органа или суда.

    В преобладающем большинстве случаев выбор налогоплательщика приходится в пользу судебных органов, — в силу отсутствия внутриведомственной заинтересованности, действия принципов состязательности, процессуального равноправия спорящих сторон.

    1. Налоговые споры, как разновидность экономических споров

    Налоговый спор, разрешаемый арбитражным судом, представляет собой как материальное, так и процессуальное правоотношение. Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов.

    Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государства в лице налоговых органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение.

    В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

    Несмотря на нормативное закрепление возможности обжалования актов и действий (бездействия) налоговых органов в административном порядке, анализ практики показывает, что большая часть споров становится предметом разрешения судебных органов. В таких случаях налоговый спор становится структурно-сложным отношением, поэтому после обращения заявителя в арбитражный суд спор приобретает значимость как материально-правовую, так и процессуальную.

    К признакам налогового спора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения в арбитражном суде, относятся: 1) субъектный состав, включающий налоговый орган и юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика; 2) содержание, которое состоит в разногласиях по поводу выполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о налогах и сборах; 3) неразрешенность конфликта, порождающего налоговый спор в результате столкновения различий во мнениях налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

    К общим признакам процессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора, относятся: 1) характер спора (налоговый спор является разновидностью экономического спора); 2) обязательным субъектом является суд, как властный государственный орган, уполномоченный на его рассмотрение; 3) наличие процессуальной формы совершения юридически значимых действий.

    Выделив основные признаки налогового спора, можно его определить как неразрешенный в административном порядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

    В зависимости от того, какой налоговый спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, различен предмет доказывания, дифференцированно решаются вопросы распределения бремени доказывания, меняются субъекты доказывания. Классификацию налоговых споров можно провести по различным критериям.

    Во-первых, в зависимости от того, требуется ли при разрешении налогового спора применение специальных познаний в области бухгалтерского учета.

    По этому признаку можно выделить:

    споры, связанные с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей (формирование налоговой базы, исчисление налогов);

    споры, связанные с неисполнением факультативных обязанностей (нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе и т.п.).

    При разрешении споров, связанных с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей суд определяет факты, относящиеся к предмету доказывания, исходная информация о которых содержится в регистрах бухгалтерского учета.

    Во-вторых, способ взимания налога позволяет разделить налоговые конфликты на споры:

    связанные с исчислением и уплатой прямых налогов;

    связанные с исчислением и уплатой косвенных налогов.

    Для предмета доказывания эта классификация интересна, прежде всего, тем, что при определении такого юридического факта, как факт налогового правонарушения, суду необходимо четко представлять, каков механизм, экономическая суть того или иного налога.

    В-третьих, по фактическому содержанию среди налоговых споров можно выделить:

    споры, связанные с разногласиями о фактическом составе;

    споры, связанные с разногласиями в толковании норм налогового права.

    Особенностью налогового законодательства является наличие большого количества норм с относительно-определенной диспозицией, когда нельзя точно установить, какие обстоятельства должны быть доказаны, то есть включаться в предмет доказывания по тому или иному спору. Поэтому в этих случаях значительно усиливается роль суда в конкретизации общих норм.

    В настоящее время судебная практика наполняет конкретным содержанием нормы материального права. Такое положение дел неизбежно влечет дискуссии о том, какие факты, имеющие юридическое значение, необходимы для разрешения дела. Помимо этого, большие затруднения возникают в толковании норм налогового права.

    В-четвертых, в зависимости от вида обжалуемых актов, налоговые споры подразделяются на:

    споры об оспаривании нормативных правовых актов;

    споры об оспаривании ненормативных правовых актов.

    В научной литературе было высказано мнение об отсутствии предмета доказывания в делах, связанных с оспариванием нормативных правовых актов.

    На мой взгляд, при разрешении данной категории споров подлежат доказыванию не только факты принятия, регистрации и опубликования акта для всеобщего сведения, но и нарушения прав, законных интересов конкретного лица. Поэтому беспредметности заявленного требования здесь не наблюдается.

    2. Защита прав налогоплательщиков

    В зависимости от различий в материальных нормах и про­цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков: президентский, административный, судебный, самозащита прав.

    Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжалованы решения ФСЭНП, Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондо­вому рынку, функционирующей при Правительстве РФ.

    Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.

    Административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе.

    Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предос­тавляется альтернативный порядок защиты прав субъектов на­логовых правоотношений.

    Наряду с административным применяется и судебный поря­док обжалования. В основной части налоговых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Зако­ном РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[1] .

    Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра­жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, неза­конно на него возложена какая-либо обязанность или он неза­конно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.

    Юридиче­ские лица — субъекты налогового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые фи­нансовые отношения оформлялись договором.

    Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов на­логового права. Полномочия Конституционного Суда, закреп­ленные в ст. 125 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.

    «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2] , предусматривают возможность рассмотрения и разреше­ния запросов и жалоб, в том числе в налоговой сфере, о соот­ветствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан.

    Налоговые споры — защита прав, решение, классификация, в Москве, урегулирование

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Что такое налоговые споры и когда они могут возникать – это вопросы, которые беспокоят многих плательщиков налога. Каково же определение термина? Рассмотрим сущность таких споров в Российской Федерации.

    При ведении деятельности между предпринимателями/компаниями и налоговыми структурами возникают налоговые отношения. И при наличии таких взаимоотношений возможно возникновение налоговых споров.

    Причины могут быть различными:

    • несовершенная законодательная база;
    • систематическое принятие новых актов, ужесточение действующего порядка;
    • недостаточный системный подход и прозрачность в работе ФНС.

    Обычно такие споры решаются в судебном порядке.

    Общие моменты ↑

    А многих проблем можно избежать, если изучить такую информацию еще до того момента, когда дело доходит до разбирательств в досудебном или судебном порядке.

    Основные термины

    В законодательстве отсутствует четкое определение налоговых споров. Обычно под таким термином понимают возникшие противоречия между юрлицами, ИП и госструктурами относительно:

    • выполнения плательщиком налогов обязательств по исчислению и уплате налогов;
    • того, кого и когда стоит привлекать к ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Чаще всего споры возникают по инициативе налогового органа из-за неуплаты налогов и обязательных сборов.

    Плательщики налогов подают в суд жалобы на вынесенные налоговой службой решения и результата проверки, а также относительно возврата излишне перечисленного налога, вычетов.

    Причиной возникновения конфликта может быть:

    • начисление штрафов, пеней;
    • блокировка счетов;
    • привлечение руководства фирмы к ответственности за правонарушение налогового характера.

    Элементы судебных разбирательств

    Налоговые споры, которые рассматриваемые арбитражными судами, — материальные и процессуальные правоотношения. Споры могут возникнуть после оценивания действия плательщика налогов налоговыми работниками.

    В таких случаях налоговые споры решаются в соответствии с законами о налогах.Обжаловать акты и действия налоговых структур можно в административном порядке, но чаще споры рассматриваются в судах.

    Признаки налоговых споров:

    Наличие субъективного состава Что включает налоговую инспекцию и юрлицо как плательщика налогов Наличие содержания Что заключается в разногласиях относительно исполнения компанией и ИП требований налогового законодательства Конфликт является неразрешенным И поэтому возникают налоговые споры между уполномоченными структурами и организациями

    Общие признаки процессуальных отношений в разрешении налоговых споров:

    Характер споров — Субъект Суд, который вправе рассмотреть спор Процессуальная форма Исполнения действия юридической значимости

    Классификация налоговых споров (виды)

    Выделяют споры:

    • что связаны с невыполнением плательщиком налоговых обязательств;
    • что связаны с невыполнением факультативной обязанности.

    По способу взимания налоговых сумм, выделяют конфликты:

    • что связаны с расчетом и перечислением прямых налоговых сумм;
    • что связаны с расчетом и перечислением косвенных платежей.

    В зависимости от фактического содержания:

    • при разногласии о составе;
    • при разногласиях относительно понимания налогового законодательства.

    По виду обжалуемого акта:

    • оспаривание нормативной документации;
    • оспаривание ненормативной документации.

    Относительно предмета требования:

    • заявления – признания действий налогового органа незаконными;
    • заявления с вопросом оспаривания решений налоговой структуры об отказе вернуть излишне перечисленные суммы;
    • заявление об обеспечении мер;
    • заявление с просьбой признать действия ФНС незаконными на основании результатов проверки;
    • иск о взимании процентов за опоздание с возвратом средств из казны.

    Относительно предмета разногласий:

    Споры о вопросах права — О вопросах фактов Оценке обстоятельств дел, что прямо или косвенно относятся к деятельности, что облагается налогом Процедурные споры При нарушениях процедур, что проводятся налоговыми работниками, производств

    Есть и такая классификация:

    • споры, что связаны с взиманием недоимки и пени по налоговым платежам;
    • что связаны с взиманием санкции за правонарушения налогового характера;
    • при применении предупредительной и пресекательной мере административных принуждений;
    • споры, что возникают при проверке конституционности налоговых норм.

    Разделяют споры на:

    • те, что могут разрешаться в суде (Конституционными судами, судом общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.1 – 30.8 КоАП, арбитражным судом);
    • те, что могут быть решены в административном порядке.

    Действующая нормативная база

    Особенности урегулирования налоговых споров ↑

    При урегулировании налоговых споров возникает немало трудностей, к примеру, из-за громоздкости базы законодательства, отсутствия системности, согласования структуры. Плательщики налогов не всегда могут разобраться в правовых нормах.

    Не всегда правильно определяется сфера их использования при судебном разбирательстве. Трудности возникают и из-за того, что у ИП и компаний ограничены механизмы, что используются при защите до суда.

    Доказательства, применяемые при рассмотрении

    Доказательства в налоговых спорах отличаются гражданско-правовых доказательств. В первом случае это:

    • документация налогового учета;
    • документация, что оформляется при налоговом контроле;
    • гражданско-правовая документация;
    • организационно-распорядительная документация компании;
    • справка уполномоченных структур;
    • заключение экспертов и т. п.

    Возможно предоставление:

    • письменных и вещественных доказательств (актов, справок, счетов-фактур, накладных, иных документов, графических записей);
    • объяснений;
    • свидетельских показаний;
    • видеозаписей.

    Письменные доказательства представляются в арбитражные суды на подлинниках или в ксерокопиях, что заверены в соответствии с требованиями законодательства. Зачастую при представлении копии нужно предъявлять и оригинал.

    При формировании базы доказательств, что представляется в судебную инстанцию по налоговым спорам, ставится такая задача – определить необходимый объем доказательств, которые подтвердят позицию плательщика налогов.

    Доказательства можно классифицировать по виду:

  • Документация, что составляется при налоговом контроле.
  • Документы, что составляются при ведении налогового учета, отчетные справки.
  • Гражданско-правовые документы.
  • Первичные справки, счет-фактура.
  • Регистр бухучета.
  • Документация, что разработана плательщиками налогов самостоятельно.
  • Письмо, заключение и справка государственного органа и местного самоуправления, компаний, что несут ответственность за кадровый и технический учет недвижимого имущества, экспертной фирмы.
  • Если с государственными органами

    С государственным органом чаще всего возникают споры именно налогового характера. Одной стороной конфликта в таком случае выступает территориальная налоговая инстанция или вышестоящие структуры.

    Видео: налоговые споры! Чем руководствоваться бухгалтеру?

    Вторая сторона – физическое лицо, ИП и компания со статусом юридического лица, или третье лицо, к которому не предъявляется претензия налоговой службой (имеются в виду банк, правоохранительный орган, иной государственный орган).

    Споры могут возникнуть, если:

    • не представлено или несвоевременно подано документы;
    • не представлено налоговую и бухгалтерскую отчетность;
    • не уплачено или не вовремя перечислено средства по транспортному налогу или другому обязательному платежу;
    • рассматривается вопрос возмещения НДС, получения вычетов по имуществу;
    • налоговый орган отказывается регистрировать юрлицо, вносить определенные изменения;
    • ведется незаконный бизнес;
    • завышается имущественный налог, незаконно он начисляется;
    • приостанавливаются операции по счету;
    • лицо привлекается к ответственности административного характера.

    Защита прав налогоплательщиков

    Как обеспечивается защита прав плательщиков налогов? Осуществляется обращение лиц по правилам производства по искам в определенную судебную инстанцию.

    Как показывает судебная практика по налоговым спорам, возможно использование таких способов защиты в судах прав плательщиков налогов:

  • Законодательный акт в полной или частичной мере признается неконституционным.
  • Выносится решение о том, что закон в определенном территориальном округе противоречит федеральным положениям, а значит, он не может считаться действительным.
  • Нормативный или ненормативный акт ФНС или иной государственной инстанции признается таким, что противоречит законодательству и нарушает права граждан.
  • Действия должностных лиц налоговой инстанции и иных структур нарушают права и интересы плательщика налога.
  • Принуждаются налоговые структуры или другие государственные службы к исполнению установленного обязательства, если они уклоняются от выполнения.
  • Возвращаются из казны необоснованно списанные недоимки, штрафы за правонарушения со счетов плательщика налогов.
  • Возмещаются проценты при опоздании с возвратом излишне перечисленных налогов, штрафов.
  • Возмещаются убытки, что причинены незаконным решением, действием налогового органа или должностного лица.
  • Такие способы защиты – предмет требования плательщика налога. Жалобы рассматриваются арбитражным судом и судом общей юрисдикции.

    Разрешение вопросов

    Налоговые споры могут рассматриваться в судебном и досудебном порядке. Проанализируем особенности каждого способа.

    В суде

    Споры индивидуального предпринимателя с налоговой инспекцией рассматривает суд после того, как будет подано иск, оформленный по установленным правилам. Вместе с заявлением подаются документы.

    Видео: семинар «Налоговые споры — все, что важно знать налогоплательщику»»

    За заявителем остается право изменять основания обращения, предмет, увеличивать и уменьшать величину требований (подаются ходатайства).

    Налоговая служба может обратиться с иском с течение 2 месяцев после опоздания с платежами по налогам, пеням. Могут подниматься вопросы о:

    • закрытии предприятия;
    • признании сделки недействительной;
    • взимании средств, что получены при совершении противозаконного действия;
    • взимании штрафов по административным правонарушениям

    Досудебный способ

    Досудебный способ – это подача жалобы в вышестоящую инстанцию на налоговую службу. Отличается простотой, так как характеризуется:

    • свободной формой обращения;
    • отсутствием необходимости платить госпошлину;
    • наличием меньшего количества оснований для отказа.

    Но довольно редко налоговые споры рассматриваются без привлечения судебного органа. Досудебное разбирательство – это и урегулирование споров путем подачи возражения на акты налоговых проверок или по результату проведенного мероприятия налогового контроля.

    Жалоба может рассматриваться в течение установленного периода в соответствии со ст. 140 НК. Вышестоящая налоговая инстанция может принять одно из таких решений:

    • оставить жалобу неудовлетворенной;
    • отменить акт налоговой службы, назначит дополнительную проверку;
    • отменить решение Налоговой инстанции, прекратить производство по делу о нарушении налогового законодательства;
    • изменить решение налоговой службы или вынести новое решение.

    Преимущества административного порядка рассмотрения споров:

    • не понадобится заручаться поддержкой юриста;
    • жалоба будет рассматриваться более быстро;
    • не нужно платить государственную пошлину;
    • даже при получении отказа в удовлетворении жалобы вы будет знать позицию налоговой службы, и сможете подготовиться к суду.

    Нюансы при рассмотрении дел в Москве ↑

    В Москве есть множество компаний, которые проконсультируют по вопросам налоговых споров или окажут помощь при судебном разбирательстве.

    Такие организации:

    • разъяснят, какие возможны налоговые риски;
    • проконсультирую об особенностях проведения выездной и камеральной налоговой проверки;
    • объяснят, как и когда можно обжаловать решение налоговой инстанции, противозаконных действий;
    • дадут рекомендации по выбору контрагента, чтобы избежать негативных последствий;
    • помогут с подготовкой документации.

    Никто из налогоплательщиков не застрахован от возникновения налогового спора, даже в том случае, когда стараются исполнять все свои налоговые обязательства безоговорочно. Поэтому стоит изучить законодательные нормы относительно рассмотрения таких дел.

    Это позволит вам приобрести уверенность в своей правоте и защитить права, нарушенные налоговой службой. Если же не уверены в благоприятном исходе разбирательства, заручитесь поддержкой юриста.

    Правовая характеристика налоговых споров | ОКТАВИАН

    Основные правила разрешения налоговых споров

    Главная Налоговые споры Характеристика налоговых споров

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка…

    18 ноября 2016

    Отсутствие в действующем законодательстве четкости по определению налогового спора создает неясность в его понимании и множество определений налогового спора в юридической литературе. В данной статье автор определяет, какой смысл нужно вкладывать в понятие «налоговый спор», какие существуют причины его возникновения, каковы его признаки, основания и субъекты.

    Налоговые споры являются сложной категорией дел, имеющей присущие только данной категории дел черты и особенности.

    Сложность рассмотрения налоговых споров заключается прежде всего в отсутствии в действующем законодательстве определения понятия «налоговый спор»

    Необходимо определить, какой смысл нужно вкладывать в понятие налогового спора, выяснить, какие существуют причины возникновения налогового спора, определиться с признаками, основаниями и субъектами налогового спора, а также рассмотреть проблемы, возникающие при их рассмотрении в процессуальном законодательстве. Спорить — означает отстаивать свою позицию, оспаривать какие-либо действия (бездействие).

    На сегодняшний день определение понятия «налоговый спор» дано в юридической литературе.

    Под налоговыми спорами понимаются юридические ситуации, связанные с применением законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты налогов, которые возникают между налоговыми органами и налогоплательщиками.

    Налоговый спор.

    Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

    Можно предположить, что налоговый спор — это конфликт (разногласие) между участниками спора, возникающий в результате выполнения (невыполнения) налоговым органом и налогоплательщиком требований налогового законодательства: по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

    Следует отметить, что причин, в результате которых может возникнуть налоговый спор, существует множество. Они могут быть как общие (характерные для всех налоговых споров), так и частные (характерные для отдельных видов налоговых споров).

    Несовершенство процессуального законодательства, постоянное его изменение, неясность и противоречивость налогового законодательства являются основными причинами возникновения налоговых споров.

    Предмет налогового спора.

    Предметом налогового спора может быть защита налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами прав, предоставленных им статьей 21 Налогового кодекса РФ. С другой стороны, предметом притязаний со стороны налоговых органов может быть требование соблюдения налогоплательщиками их обязанностей, которые установлены пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

    Представляется правильным сказать, что предметом налогового спора являются отношения, возникающие между налоговым органом и налогоплательщиком в результате уплаты (неуплаты, частичной уплаты) налога, оспаривания ненормативных (нормативных) актов, действий (бездействия) налогового органа, возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и т.д.

    Признаки налогового спора.

    Наряду с предметом налоговый спор имеет присущие ему признаки.

    Во-первых, это характер спора.

    Как следует из статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, данный спор возникает исходя из властных отношений, где с одной стороны выступает государственный орган, а с другой — налогоплательщик.

    Во-вторых, это субъектный состав налогового спора. Участников налоговых правоотношений можно разделить на две группы: основные и факультативные.

    К факультативным относятся лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, сборщики налогов и сборов), лица, предоставляющие профессиональную помощь (представители и налоговые консультанты), лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрирующие органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрационные органы, процессуальные лица), правоохранительные органы.

    Кого же можно отнести к основным участникам налоговых отношений?

    Наверно правильным стоит считать основными участниками налоговых отношений налоговый орган и налогоплательщика.

    В-третьих, налоговому спору присуща процессуальная форма рассмотрения — с участием компетентного государственного органа — налогового органа.

    Процессуальная форма налогового спора.

    Под процессуальной формой понимается нормативно установленный порядок деятельности судов при разрешении правовых конфликтов.

    Для налогового спора характерна как гражданская процессуальная форма (судебная форма защиты), так и внесудебная процессуальная форма.

    Внесудебная форма защиты реализуется путем обращения налогоплательщика с жалобой на нарушающий права акт налогового органа в вышестоящий налоговый орган, в частности в Управление Федеральной налоговой службы России (изначально в УФНС по конкретному субъекту Российской Федерации).

    Содержание налогового спора.

    В-четвертых, это содержание налогового спора, в частности столкновение разных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей.

    Основание налогового спора.

    В-пятых, это основание налогового спора. Именно неправомерные действия (бездействие) плательщика являются тем юридическим фактом, который порождает расхождение в интересах и служит основанием для дальнейших действий сторон (уже в режиме налогово-правового спора), в том числе принятия соответствующего решения налоговым органом.

    Ввиду того что налоговый спор является разновидностью административно-правового спора, следует отметить, что в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом, в отличие от спора гражданско-правового, налоговый спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

    Также, ввиду того что налоговый спор является публично-правовым, имеющим установленную законом процедуру его рассмотрения уполномоченными органами.

    Публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций.

    Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей. Основанием налогового спора является нарушение либо неисполнение налогоплательщиками, налоговыми органами своих обязанностей.

    Все вышеперечисленные признаки будут являться обстоятельствами, которые суд будет включать в предмет доказывания по налоговому делу.

    Яндекс.Метрика