Световое проектирование в музее

Общая часть

Панорамы и
диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры
и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа
исторических событий и явлений природы.

Панорама —
замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно
с предметным планом и освещением дает иллюзию реального
пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для
осмотра перемещается по кругу.

Диорама
располагается на стене полукруглого помещения и для ее осмотра
устраивается специальный проем.

Метеорит72 - лучший интернет магазин светодиодного освещения! Товары высочайшего качества, безупречный сервис, широчайший ассортимент, отличные цены, гарантия. Посмотреть продукцию >>>

В панораме и
диораме живописное полотно сочетается с предметным планом — макетом местности и
реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для
зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на
полотне.

Большую роль
играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний
край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом,
подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.

Панорамы
(диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее
полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама
является памятником.

Разные идеи для разных посетителей музея

 Офисные Светильники

Особенно важны такие факторы, как тип экспозиции и тип посещения.

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев) внимание посетителя полностью сосредоточено на предмете. Главное, что может понадобиться посетителю (в отсутствие экскурсовода) — это дополнительная информация об экспонате

Вариант с мобильными приложениями может отвлекать внимание от предмета, возможно, более уместна будет либо электронная этикетка к предмету, либо, для более глубокого изучения — «зоны погружения», находящиеся в музее отдельно от экспозиции. Это комфортные автоматизированные рабочие места, красиво оформленные и содержащие в наглядной форме все предусмотренные методистами музея пласты информации об экспозиции — для заинтересованного посетителя, а также более игровой познавательный контент — для детской аудитории.

В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!

 Светодиодная лента  Офисные Светильники

Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.

Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.

Музей истории г. Екатеринбурга, экран коллективного просмотра

Детский Экологический Центр в Санкт-Петербурге, коллективная игра по экологии и географии для всего класса

Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.)

Интерактивный проекционный стол с кнопками в виде кристаллов соли, Музей соли в г. Люнебурге

Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея

Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему

Аудиоэтикетка — одна из многочисленных форм рассказа о музейном предмете

Принципы функциональной организации

Панорамный
(диорамн
ый) зал. Архитектурная организация зала
должна обеспечить:

создание
необходимой иллюзии, эффекта присутствия;

удобную для
осмотра организацию смотровой площадки;

специфическое
освещение картины и предметного плана;

неутомляемость
при обозрении;

рациональную
организацию движения посетителей;

сохранность
живописного полотна и предметного плана и защиту от огня, пыли и вредных газов.

Композиция зала
влияет на организацию всей обслуживающей группы помещении,
Смотровая площадка должна вмещать расчетное число посетителей с равноценными
условиями видимости.

Для выхода на
смотровую площадку в панораме необходимы две лестницы: для подъема и спуска.
Возможно устройство подъемника. Потоки поднимающихся и спускающихся посетителей
не должны пересекаться. Посетители, поднявшись на смотровую площадку, должны
сделать полный круг и вернуться туда, где начинали осмотр. Поэтому обе лестницы
должны располагаться в одной зоне.

Смотровая
площадка должна иметь ограждение, не допускающее зрителей на предметный план.

В диорамах
смотровая площадка может быть расположена как вдоль предметного плана,
так и быть выдвинута полукругом. Количество зрителей на смотровой площадке
прямо пропорционально ее величине и обратно
пропорционально времени, затрачиваемому на осмотр.

В панорамах
проход в захолстовое пространство на верхнюю обходную площадку допускается
только через комнату дежурного пожарного поста. Целесообразно
объединение комнат электрика и дежурного.

Освещение
живописного полотна, предметного плана и смотровой площадки решается комплексно
в соответствии с замыслом художника.

Перепад освещенности
смотровой площадки к живописному холсту обычно принимается 1:10.

Осмотр проводится
организованными группами по 25 — 30 чел. с
экскурсоводом. Четкая организация осмотра позволяет увеличить пропускную
способность. Панорамный (диорамный) зал должен
быть звукоизолирован от остальных экспозиционных залов. Рядом с ним желательно
иметь подсобное помещение для инвентаря.

В зале должна
быть создана возможность реставрации и пылеуборки холста,
предметного плана, захолстового пространства и зонта-рефлектора. Для замены
светильников и пылеуборки необходим выход на зонт-рефлектор.

Экспозиционные
залы
. Экспозиция должна последовательно и убедительно раскрыть
художественную и научную информацию.

Для экспозиции
служат вводный, аванзал, панорамный и заключительный залы. Схема движения
посетителей должна позволять зайти в кинозал как в начале, так и в конце
осмотра.

Для сменных
выставок необходим специальный зал при вестибюле с возможностью его
самостоятельного функционирования. Кассы должны быть при входе и сообщаться с вестибюлем.
Кафе с входом из вестибюля нежелательно, его лучше иметь с входом с улицы или
рядом, в другом здании. Киоск по продаже сувениров — в конце маршрута осмотра.
Вестибюль должен быть связан с экскурсионным бюро и помещениями администрации.

Функциональная
организация вспомогательных помещений аналогична другим музеям (рис. , , ).

О роли света при создании музейной экспозиции

В руках профессионалов свет сможет представить каждый музейный предмет с той стороны, с которой он будет смотреться наиболее выгодно. Помимо этого правильное освещение выполняет и другие не менее важные функции, например:

акцентирует внимание на отдельных музейных экспонатах;
помогает обеспечить удобную навигацию по музею;
выступает в роли путеводителя и даже отдельного экспоната музея.

Чем же объясняется причина недооценки роли света при оформлении музейной экспозиции? Как правило, музейные сотрудники называются различные причины, среди которые наиболее часто встречаются следующие:

  • недостаточное финансирование;
  • отсутствие необходимых знаний в сфере светотехники у сотрудников музея и другие.

Стоит заметить, что на сегодняшний день  только  самые масштабные учреждения культуры могут позволить себе включить в штат профессионального светотехника.

Какие ошибки допускаются при постановке света в экспозиционном пространстве

Занимаясь постановкой , сотрудниками музея допускаются некоторые ошибки, что делает экспозиции менее привлекательной в глазах посетителей. Например, часто посетители недовольны бликами от источников света, из-за которых они не могут, как следует рассмотреть музейный предмет.

В этом случае светильники необходимо расположить так, чтобы свет, который они излучают, при отражении не попадал в глаза. Оптимальным вариантом размещения осветительных приборов является их крепление на шинопроводе под углом 30 градусов от вертикальной оси. При таком решении свет больше не будет образовывать блики на произведениях искусства и попадать в глаза, а значит посетители смогут избавиться от дискомфорта при осмотре экспозиции.

Закупая осветительные приборы, необходимо обратить внимание на  цветовую гамму. Как правило, для освещения экспозиции музея  цветовая гамма источников света может достигать от 2700 до 6000 Кельвинов, создавая при этом различную атмосферу  выставки.  Чтобы не разрушить целостность экспозиционного пространства, в обязательном порядке нужно использовать источники света одинаковые по цветовой температуре

Хотя достаточно часто сотрудники мало обращают внимание на этот нюанс.

При организации освещения не стоит использовать только общий свет экспозиции, поскольку в результате такого решения экспонаты просто теряются в пространстве. Лучше всего в данном случае использовать сочетание акцентного и общего освещения.

Сегодня довольно часто  в музеях  применяют прием высвечивания витрины с экспонатами или отдельных предметов

Конечно же, такой прием уже по инерции привлекает внимание посетителей. Однако при этом они не смогут подолгу задерживаться возле экспозиции, так как от контраста очень зрение устает очень быстро

А это влечет за собой не совсем приятные моменты. Ведь если устали глаза, то человек начинает чувствовать усталость во всем организме.

В последнее время во многих музеях используется проекционная видеотехника. Конечно же, такая инновация способствует привлечению внимания посетителей. Однако в некоторых случаях проектировщики не учитывают, что рядом с видеопроекцией размещаются  некоторые экспонаты, требующие светового выделения. Поэтому качество проекции получается довольно низким.  Решить данную проблему можно способом сочетания осветительных видеотехники и осветительных приборов.

Экспозиция выгодно смотрится в том случае, если освещение зала обеспечивается только с помощью искусственных источников света при полностью закрытых окнах. Если же в зале открыто окно, то это может создавать чрезмерную освещенность экспонатов выставки, что может стать причиной разрушительного воздействия  на эти экспонаты.

Нормы освещенности музейных экспонатов

Группа экспонатов по степени светостойкости Освещенность, лк Цветовая температура, К Относительное содержание излучений в УФ диапазоне,

мкВтлм

Относительное содержание излучений в ИК диапазоне,

мкВтлм

1. Стекло, керамика, минералы, металлы 200-500 4000-6000 20-200 30-40
2. Масляная живопись, кожа, дерево, кость, иконы 75-150 2700-3100 20-45 50-70
3. акварель, темпера, ткань, бумага 30-50 2700-3100 20-30 90-120

Допустимые уровни освещённости и безопасное время экспозиции музейных и галерейных экспонатов

Категория материалов Допустимая освещенность Годовое время экспозиции

(не более), ч/год

Предельная величина годового облучения экспоната

лк∙ч/год

Нечувствительные материалы не ограничивается не ограничивается не ограничивается
Материалы с незначительной чувствительностью 200 лк 3000 600 000
Материалы средней чувствительности 50 лк 3000 150 000
Материалы высокой чувствительности 50 лк 300 15 000

Не секрет, что то разнообразие современной техники, которое представляет рынок, дает огромные возможности проектировщикам. Однако прежде, чем воспользоваться этими возможностями, необходимо полностью детализировать весь сценарий  их использования. Это поможет избежать каких бы то ни было сбоев в работе осветительной системы. Не стоит забывать также и об установлении аварийных осветительных приборов, основным предназначением которых является определение пути эвакуации в случае отключения электроэнергии.

Доверяя организацию светового обеспечения той или иной светотехнической компании, с самого начала необходимо убедиться в ее надежности и профессионализме специалистов. Поскольку не всегда представленная реклама соответствует действительности. И как результат – некачественное освещение экспозиции.

Виды современных способов освещения квартиры

Сейчас дизайнерами широко применяется:

  • многоуровневое освещение;
  • нижний свет (светильники, встроенные в пол);
  • системы подвижных светильников;

Кроме этого, освещение не обходится без применения светодиодных источников света, долговечность которых гораздо больше, чем ламп накаливания. Но поскольку светоотдача у них небольшая, их используют для подсветки как точечно, так и в виде светодиодных лент (шнуров), что дает возможность создавать удивительные световые эффекты в интерьере.

Точечное освещение, скомбинированное с другими осветительными приборами дает возможность равномерно осветить помещение и сделать нужные акценты.

А поскольку оно имеет возможность подавать свет разных цветовых оттенков, то играя на этом, можно добиться ещё большей красоты интерьера.

Идеальная формула современного музея — технологии плюс руки мастера

Музей, вставший на путь использования мультимедиа-технологий, не всегда оказывается доволен результатами этого выбора. В основном недовольство возникает из-за ошибок, которые проистекают из не совсем верного сценария применения мультимедиа, из-за восприятия технологических средств как самоцели, а не как инструмента.

Среди основных ошибок, совершаемых при технологической модернизации музея можно выделить следующие:

  • Приобретение музеем разрозненного оборудования без удобной системы управления;
  • Уделение недостаточного внимания контенту, т.е. наполнению;
  • Визуальная дисгармония с экспозицией, несвязанность интерактивных мультимедийных инсталляций с общим художественным замыслом экспозиции.

Одна и та же технология (в данном случае проекционная)  может выглядетьв музее  совершенно по-разному

Только при преодолении этих ошибок технологии могут действительно реализовать поставленные музеем задачи.

Безусловно, важно и соблюдение очень многих условий конкретной экспозиции: возраст основной аудитории, среднее количество посетителей, пространственные возможности залов

Лампы для освещения картин

Освещение картин – Лампы накаливания

У ламп накаливания наилучшая среди всех видов ламп цветопередача. То есть, в их свете глаз видит все цветовые оттенки как при солнечном освещении. В то-же время лампы накаливания являются наиболее пожароопасными и наименее экономными. При освещении живописи лампами накаливания нужно соблюдать безопасное в плане нагрева расстояние.

Галогенные лампы

Галогенные лампы являются лампами накаливания с добавкой в колбу лампы паров галогенов. Благодаря добавлению галогенов нить накала служит в несколько раз дольше, чем в обычной лампе накаливания. В результате срок службы лампы увеличивается. Галогенные лампы, как разновидность ламп накаливания, имеют те-же достоинства и недостатки. Но имеют больший срок службы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы высокого и сверхвысокого давления считаются более оптимальными для освещения картин чем галогенные. Потому как обладают отличной цветопередачей. Обычно используются для точечного освещения в сочетании с различными фильтрами. К примеру, ксеноновой лампы для картин может служить Cermax 175W.

Освещение картин – Светодиодные лампы

При использовании для освещения произведений искусства светодиодных ламп или светильников на светодиодах  стоит учитывать то, что в своей массе у них самая наихудшая среди других источников освещения цветопередача. Несомненно, для освещения картин логичнее всего применять светодиодные лампы высокого ценового диапазона. То есть лампы имеющие хороший индекс цветопередачи. При освещении живописи светодиодами стоит соблюдать те же правила что и для других ламп. То есть не превышать уровень освещенности выше нормы. Особенно если у вас достаточно ценные картины. Не стоит думать что светодиоды не могут нанести краскам картины никакого вреда в любом случае. Статистики по влиянию осветительных светодиодов на живопись накоплено совершенно недостаточно для подобных утверждений.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика