Освещение в детском саду. Правила и нормы

Устройство светодиодного светильника для общего освещения.

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.

Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.

Метеорит72 - лучший интернет магазин светодиодного освещения! Товары высочайшего качества, безупречный сервис, широчайший ассортимент, отличные цены, гарантия. Посмотреть продукцию >>>

Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.

Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

 Офисные Светильники

Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:

  • показатель дискомфорта;
  • коэффициент пульсации освещенности.

Люминесцентная лампа ЛЕЦ

Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:

  • ЛБ – источник белого света;
  • ЛХБ – источник холодного светового потока (белого);
  • ЛЕЦ – источник естественного света, имеющий улучшенную цветопередачу.

По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.

 Светодиодная лента  Офисные Светильники

На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.

Светодиодная подсветка в садике

Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).

Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

регулируемыми солнцезащитными устройствами по типу жалюзи;
тканевыми шторами

Что важно — светлых тонов, сочетающихся со светлым оформлением помещения и мебели. Они должны размещаться в простенках тогда, когда в них нет необходимости.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

  • для потолка он будет в диапазоне 0,7 — 0,8;
  • для пола — 0,3 — 0,5;
  • для стен — 0,5 — 0,6.

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

  • для мебели (например, парты, столы, а также шкафы) следует выбирать цвета натурального дерева или отдавать предпочтение светло-зеленым оттенкам;
  • для стен в учебных помещениях подойдут такие оттенки и цвета, как голубой, розовый, зеленый, бежевый и желтый;
  • для дверей и оконных рам следует выбирать светлые тона. Лучшим решением будет белый цвет.
  • классные доски и другие поверхности, предназначенные для обучающих целей, должны иметь темно-коричневый или темно-зеленый цвет.

При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

Нормы освещения образовательных учреждений

Следует уделять особое внимание при выборе светильников в детских образовательных и дошкольных учреждениях. При этом следует соблюдать нормы освещенности не только в учебных классах и кабинетах школ, групповых и игровых помещениях, но также и на лестничных клетках, в коридорах, на уличной территории

При этом следует соблюдать нормы освещенности не только в учебных классах и кабинетах школ, групповых и игровых помещениях, но также и на лестничных клетках, в коридорах, на уличной территории.

Не зря на освещение в детских учреждениях (школах, детских садах) устанавливаются строгие нормы, ведь недостаточный уровень освещенности ведет к ухудшению зрения у детей, быстрой утомляемости, появлению раздражительности, беспокойному сну, а также повышает риск травматизма из-за недостаточной видимости.

Естественное освещение наиболее оптимально для детского зрения, однако в зимний период при сокращении светового дня, в вечерние часы, а также в пасмурную погоду искусственное освещение незаменимо.

Ниже приведены некоторые нормы освещенности для учебных классов, кабинетов школ, а также групповых и игровых комнат в детских садах.

Нормы освещения в детских дошкольных учреждениях (детских садах)

Освещаемые объекты Освещенность рабочих поверхностей, лк
1 Приемные 200
2 Раздевальные 300
3 Групповые, игральные 400
4 Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые 400
5 Спальные 100
6 Изоляторы, комнаты для заболевших детей 200
7 Медицинский кабинет 300

При выборе светильников для детских учреждений следует учесть несколько моментов:

  • Светильники должны соответствовать установленным требованиям ГОСТ
  • Светильники должны обеспечивать достаточный уровень освещенности согласно требованиям СНиП и СанПиН
  • Рекомендуется использовать светильники с высоким индексом цветопередачи Ra не менее 80
  • Допускается цвет свечения: белый, тепло-белый, естественно белый
  • Нельзя использовать в одном помещении осветительные приборы с различными источниками света

Всем этим заявленным требованиям отвечают светодиодные светильники серии Эконом Офис производства «ПКФ «Транском». Они отличаются высокой светоотдачей, низким уровнем энергопотребления и длительным сроком службы.

Детский сад и дети требования к естественному и искусственному освещению помещений

В детских садах хорошее освещение повышает комфорт и улучшает условия для игр, развивает любопытство и стимулирует обучение детей. Дети воспринимают окружающий мир не так, как школьники и взрослые. Они учатся, подражая, касаясь предметов и осматривая их, что выдвигает особые требования к освещению.

Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Неравномерность естественного освещения основных помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.

Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.

При одностороннем освещении глубина групповых помещений должна составлять не более 6 метров.

Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии с требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций, указанными в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения.

Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру. В помещениях пищеблока и прачечной – пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России Каковы их результаты

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп. Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект. У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков».

Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.

Какие светодиодные светильники российского производства подходят для использования в школах и других образовательных учреждениях

1. Светильник GALAD Юниор
был специально спроектирован для общего освещения школ, центров образования, колледжей и высших учебных заведений.

Светильник GALAD Юниор:

  • соответствует требованиям ГОСТ-Р-54350-2015, предъявляемым к светильникам для детских учреждений;
  • соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • соответствует требованиям письма Руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

Рис. 11. Светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

GALAD является ведущим производителем светотехнической продукции и входит в крупнейший в России светотехнический холдинг БЛ ГРУПП. Светильники под маркой GALAD выпускаются на двух крупных российских заводах: Лихославльском заводе светотехнических изделий «Светотехника» (ЛЗСИ) и Кадошкинском электротехническом заводом (КЭТЗ). В изделиях GALAD применяются светодиоды компаний Cree, Nichia, Osram, Honglitronic и источники питания собственной разработки, Helvar, Аргос, Mean Well. Прежде чем пойти в серийное производство, новая модель светильника испытывается в испытательных центрах холдинга, а после выхода на рынок – в независимых лабораториях.

В октябре 2016 года светильник GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000 был испытан по программе независимых исследований Проверено и показал полное соответствие характеристик заявленным в каталоге.

Подтвержденные характеристики для GALAD Юниор 600 LED-35/П/М/4000

Заявленные Измеренные
Световой поток, лм 3150 3164
Мощность, Вт 35 35,6
Коэффициент мощности 0,98 0,98
Световая отдача, лм/Вт 90 88,9
Номинальное значение Тцв, К 4000 4000
Индекс цветопередачи, Ra > 80 83,5
Коэффициент пульсаций светового потока, % 2 0,4
Защита от пыли и влаги, IP 20
Срок службы, лет 10
Гарантия, лет 3
Темп. диапазон,°С +1…+35
Диапазон напряжений, В 198…264
Материал корпуса Листовая сталь, окрашенная порошковой краской
Тип рассеивателя Микропризма-опал

В Испытательном центре ООО «ВНИСИ» светильник исследовался по параметрам равномерности яркости выходного отверстия, и также прошёл все испытания на соответствие требованиям, указанным выше.

Рис. 12. Вид включённого светильника GALAD Юниор 600 и визуализация его габаритной яркости

Измеренные характеристики для GALAD Юниор 600

Таким образом, по результатам испытаний светильник полностью удовлетворяет условиям Российских нормативных документов и может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях.

В 2016 году светильники отечественного производства GALAD Юниор LED были установлены в кабинете машинного вязания Центра внешкольного образования «Творчество» городского округа Самара. В нем занимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет, а дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды — до 23 лет. В кабинете машинного вязания обучаются и педагоги, в нем часто проводятся мастер-классы в рамках мероприятий городского, областного и всероссийского уровней. И ученики и преподаватели довольны новым освещением

Они особенно подчёркивают хорошую цветопередачу светильников, что особенно важно при работе с большим разнообразием цветной пряжи

Рис. 13. Светильники GALAD Юниор 600 в кабинете машинного вязания ЦВО «Творчество» г. Самара.

2. Светильник GALAD Вектор
предназначен для освещения классных досок в образовательных учреждениях.

Он устанавливается на специальных кронштейнах над доской. Линейка светодиодов (мощность каждого менее 0,2 Вт) полностью скрыта от глаз. Отражатель спроектирован таким образом, что весь свет попадает на доску, создавая на ней равномерное заливающее освещение.

Рис. 14. Светильники GALAD Вектор LED-20-4000.

Характеристики для GALAD Вектор LED-20-4000

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

Игровая площадка в саду

искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

  • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
  • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Заключение

  1. Исследования показывают, что освещение качественными светодиодными светильниками не хуже, а напротив, во многом гораздо лучше, чем светильниками с люминесцентными лампами.
  2. На уровне государственных стандартов и норм использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях разрешено, если они соответствуют ряду условий.
  3. На российском рынке световые приборы, удовлетворяющие полному списку этих условий, присутствуют, и процесс замены устаревших осветительных систем на современные и эффективные уже идёт.

Ошуркова Е. С.

ЛИТЕРАТУРА
1. Retinal damage induced by commercial Light Emitting Diodes (LED), Imene Jaadane, Pierre Boulenguez, et al.
2. Потенциальная опасность освещения светодиодами для глаз детей и подростков, П.П. Зак, М.А. Островский, «Светотехника» №3, 2012.
3. Проблемы надежности светодиодов, И. В. Васильев, А.Т. Овчаров, Т. Г. Коржнева,https://alternativenergy.ru/tehnologii/321-neispravnosti-svetodiodov.html
4. О светодиодах, безопасности и нормативной базе. Интервью с Е. В. Долиным, «Энергосовет» №6, 2013.
5. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. М. Текшева, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, «Гигиена и санитария» №5, 2013.
6. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах, Л. М. Текшева, «Светотехника» №5, 2012.
7. Открыт первый в России ресурсный кабинет по светодиодному освещению учебных помещений, 12 марта 2012, http://www.rusnano.com/about/press-centre/news/75766
8. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения с люминесцентными лампами и светодиодными источниками света, Л. М. Текшева, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, 2010.
9. GALAD Юниор 600 LED-35: результаты испытаний светильника для образовательных учреждений (окт. 2016), «LUMEN&Expertunion»,

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика