Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Денежные обязательства, в свою очередь, – это обязанность получателя бюджетных средств выплатить определенные денежные средства. Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв.

приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Таким образом, бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО). А денежные обязательства отражают те средства, которые необходимо выплатить по факту выполнения гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положениями законодательства РФ, условиями договора (соглашения).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Как правило, денежные обязательства появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н).

В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.

1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства.

Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст.

219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ — 3 000 000,00 руб.:

  • Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 — отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  • Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 — приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  • Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 — учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).
  • Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

    Отвечаем на Ваши вопросы

    >Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

    Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

    Статья подготовлена

    экспертами Компании «Учёт в БГУ»

    Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

    Учет бюджетных и денежных обязательств, Учет бюджетных и денежных обязательств, Комментарий, разъяснение, статья от 01 сентября 2013 года

    Учет обязательств в бюджетных учреждениях

    Бюджетный учет, N 9, 2013
    Т.В.Швыткина,
    консультант

    по бюджетному учету

    Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.

    В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

    Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    А согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н (далее — Инструкция N 157н), денежные обязательства — это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае — в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях — в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

    Итак, согласно статье 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

    На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

    Основания для принятия бюджетных обязательств

    Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами — на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

    Какие документы подтверждают данный факт?

    Данный факт подтверждается следующими документами: заключенный договор, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, ведомость начисленной заработной платы.

    Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

    На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:

    — датой договора на полную стоимость по договору;

    — одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

    — датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);

    — последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

    На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно пункту 4 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

    Основания для принятия денежных обязательств

    Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).

    Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

    На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:

    — датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;

    — одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;

    — одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);

    — последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

    Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

    ПРИМЕР 1.

    Учет обязательств распорядителей средств бюджета — Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Библиотека русских учебников

    Учет обязательств в бюджетных учреждениях

    Для осуществления своей деятельности бюджетное учреждение берет на себя обязательства перед различными организациями, поставщиками и подрядчиками об оплате им средств за предоставленные товары, работы, услуги

    Для контроля за использованием бюджетных средств на органы государственного казначейства возложены функции учета обязательств, что берет на себя учреждение в процессе своей деятельности

    С целью обеспечения контроля за целевым использованием средств органы. Госказначейства осуществляют следующие контрольные функции:

    — предварительный контроль — на этапе регистрации обязательств распорядителей средств;

    — текущий контроль — в процессе оплаты счетов распорядителей и получателей бюджетных средств

    Такой контроль обеспечивается через регистрацию обязательств в органах. Госказначейства

    Основной нормативный документ, которым регулируется контроль за обязательствами бюджетных учреждений является»Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах государственного казначейства Украины»», утвержденный приказом. ГКУ от 09082004 г № 132004 р. № 136.

    Порядок № 136 выделяет бюджетные финансовые обязательства и небюджетные обязательства

    .

    Бюджетное финансовое обязательство — это обязательства распорядителя или получателя бюджетных средств уплатить средства за любое осуществленное соответственно бюджетного ассигнования размещения заказа, заключение договора, приобретение товара, по ослугы или осуществления других аналогичных операций в течение бюджетного периода, то есть, кредиторская задолженность и / или предварительная оплата, предусмотренная законодательство.

    небюджетных обязательства — любое обязательство за средства государственного и / или местного бюджета, взятое распорядителями или получателями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, уста ановлених. Бюджетным кодексом, законом»О. Государственном бюджете»и решением о местном бюджевий бюджет.

    Распорядители — бюджетные учреждения — имеют право брать бюджетные обязательства по общему и специальному фонду в пределах бюджетных ассигнований. При этом органы. Государственного казначейства регистрируют и учет.

    Кову в бухгалтерском учете исполнения бюджетов все обязательства (прошлого и текущего бюджетных периодов) распорядителей бюджетных средств, независимо от плановых назначений, включая и те, которые превышают бюджетные назначения

    Однако распорядители средств несут ответственность за постановку на учет обязательств сверх сметных назначений и возникновения не-бюджетной задолженности

    Погашение небюджетных финансовых обязательств не проводится, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (списания кредиторской задолженности, задолженности по решению суда и т.п.)

    Для ее избежания распорядители могут в течение года вносить изменения в сметы в установленном порядке для приведения его в соответствие с принятыми обязательствами

    Распорядители бюджетных средств для постановки на учет обязательств в. Госказначействе, в течение 3 рабочих дней с даты его возникновения, но не позднее последнего рабочего дня месяца подают в орган.

    Держко азначейства«Реестр обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств» установленной формы на бумажных носителях (два экземпляра) и электронном носителе, а также оригиналы документов или их копии, подтверждающие возникновение обязательства: договоры, счета-фактуры, накладные, акты выполненных робе.

    При регистрации обязательств по договорам на оказание услуг регистрируется вся сумма договора

    При взятии обязательств по отдельным направлениям расходов (заработная плата, стипендия, начисления на заработную плату, служебные командировки и т.д.) сумма обязательств в. Реестре проставляется распорядителем к средств расчетно в пределах плановых показателей.

    После проверки этих документов орган. Госказначейства возвращает их распорядителю с отметкой»зарегистрировано и поставлено на учет»

    Ответственность за взятые обязательства, их содержание, правильность оформления и достоверность информации, включенной в. Реестры, своевременность регистрации обязательств несут распорядители средств

    При возникновении финансовых обязательств, т.е. необходимости провести проплату до.

    Госказначейства предоставляются«Реестр финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств» на бумажных (2 экземпляра) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, заверенные в установленном порядке. Срок их предоставления — в течение 3 дней с даты возникновения финансовых обязательства вязок, но не позднее последнего рабочего дня месяця.

    Подавая такой»Реестр»вместе с платежным поручением производится оплата с регистрационного счета за товары, работы, услуги

    Органы. Госказначейства осуществляют платежи на основании платежных поручений распорядителей средств при наличии в учете соответствующего обязательства и финансового обязательства в пределах остатков на счете нках для учета открытых ассигнований.

    При проведении платежей казначейство проводит уменьшение финансовых обязательств учреждения, то есть погашение кредиторской задолженности и одновременному уменьшению суммы ассигнований на эти цели по кодам эко ономичнои классификации.

    Например, начислено организации»Компьютер-сити»за выполненные услуги на сумму 3450 грн. В орган. Госказначейства предоставляется. Реестр обязательств, договор на основании которых обязательство берется на учет в в отделении.

    Госказначейства. При наступлении срока оплаты подается акт выполненных работ, платежное поручение и. Реестр финансовых обязательств, на основании которых это обязательство погашается, т.е. осу изменяется оплатється оплата.

    В бухгалтерии учреждения взятые обязательства учитываются»Книге учета ассигнований и принятых обязательств»Книга открывается на бюджетный год отдельно по общему и специальному фонду. В ней отмечает ется объемы открытых ассигнований согласно смете и внесенных в него изменений по кодам. ЭКа кодами. ЕКВ.

    С целью недопущения заключения договоров, превышающих бюджетные ассигнования, утвержденные сметой учреждения в. Книге регистрируются каждый заключенный договор и в том числе долгосрочные договоры прошли х годов, предусматривающие оплату бюджетными средствами в текущем году. Договоры, в текущем году были не проплачены переносятся в. Книгу следующего року.

    После каждого зарегистрированного в. Книге договора определяется остаток сметных назначений по каждому коду программной классификации расходов в разрезе кодов. КЭКР

    При изменении условий договора, а значит изменении обязательств, необходимо в течение 3 дней предоставить в органы. Госказначейства. Реестр финансовых обязательств и подтверждающие документы

    На основании полученной выписки со счета об оплаченных финансовые обязательства они записываются в»Книгу учета ассигнований и принятых обязательств»по графе»оплачено по обязательству»

    При проведении операций в натуральной форме или в иностранной валюте, которые осуществляются по расчетам по общему и специальному фонду, распорядителями средств составляется.

    Справка о поступлении в нату уральний форме или. Справка об операциях в иностранной валюте, которая подается в орган. Госказначейства не позднее последнего рабочего дня месяца.

    За такими поступлениями обязательства в казначействе не ре еструються.

    Ежемесячно органы. Госказначейства проводят анализ обязательств бюджетных учреждений. Для этого учреждения предоставляют им ежемесячный отчет»Отчет о задолженности по бюджетным средствам»ф № 7-м, 7д. В.

    Этому м отчете по данным бухгалтерского учета и данных»Книги аналитического учета ассигнований и принятых обязательств»учреждения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности по общему и специальному фонду на отчетную датму фонду на звітну дату.

    По окончании бюджетного периода (31 декабря) распорядители бюджетных средств проводят инвентаризацию активов и обязательств и по данным учета определяют суммы небюджетных финансовых обязательств. Информа ация о них подается в орган. Госказначействаа.

    Такие обязательства не подлежат оплате за счет бюджетных средств и является бюджетным правонарушением

    Исключением являются случаи предусмотренные действующим законодательством, в частности:

    — принудительное списание кредиторской задолженности по решению суда;

    — уменьшение объемов небюджетной задолженности путем списания кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек

    Принудительное списание средств для погашения взятых ранее обязательств осуществляется на основании решения суда (решений районных (городских) и хозяйственных судов) и в случаях предусмотренных договором между банком ом и клиенто.

    Принудительное списание средств общего фонда бюджета осуществляется:

    — в пределах ассигнований на текущий год, предусмотренных в утвержденной смете, в планах использования бюджетных средств получателей;

    — при наличии на соответствующих регистрационных, специальных регистрационных и других счетах средств по соответствующим. КЭКР

    Принудительное списание средств со специальных регистрационных счетов в части собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций осуществляется непосредственно из общей суммы остатка поступлений на соответствующем специальном регистрационном счете с последующим отнесения ям указанной суммы на кассовые расходы в разрезе. КЭК.

    Принудительное взыскание средств со счетов учета средств»Прочие доходы специального фонда»(средства, имеющие целевое назначение и поступают на специальный регистрационный счет учреждений с разбивкой по кодам мы экономической классификации расходов) осуществляется в порядке, определенном для средств общего фондного фонду.

    Средства списываются по тем же кодам экономической классификации расходов, по которым бы осуществлялся платеж, если оплата производилась не принудительно. Затраты связанные с урегулированием споров в суде санкций за др. шими затратами взимаются по коду 1139″Оплата других услуг и другие расходытрати».

    После принудительного взыскания средств распорядители и получатели бюджетных средств должны провести в своих учетных регистрах погашения обязательств по общему или специальному фонду и внести изменения в сметы по специальному фонду в части собственных поступление.

    Учет принятых денежных обязательств в бюджетном учреждении

    Учет обязательств в бюджетных учреждениях

    Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

    Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

    • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
    • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
    • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

    Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

    В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

    Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

    Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

    Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму.

    После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб.

    Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

    Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

    Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

    Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Как отражать обязательства в бюджетном учете

    Учет обязательств в бюджетных учреждениях

    Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных? В каком объеме должны отражать обязательства казенные учреждения, а в каком — бюджетные и автономные учреждения? Какие проводки при этом делаются? На эти и другие вопросы отвечает эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету Наталья Коротоношкина (задать ей вопрос можно в разделе форума «Бюджетный учет»).

    Типы учреждений

    Как известно, Федеральный закон от 08.05.

    10 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» кардинально изменил принципы функционирования бюджетных учреждений. На основе действующих ранее бюджетных учреждений были созданы казенные, бюджетные и автономные учреждения.

    Данные типы государственных (муниципальных) учреждений закреплены в ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее Закон № 7-ФЗ). Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений Минфином России разработаны свои правила учета.

    Так, до перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законодательство.

    После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в своей деятельности руководствуются законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а также «Инструкцией по применению единого плана счетов…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.

    10 № 157н (далее Инструкция № 157н), а также «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н (далее Инструкция № 174н).

    Автономные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учреждениях от 03.11.06 № 174-ФЗ.

    Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 23.12.

    10 № 183н (далее Инструкция № 183н).

    Особенности правового положения казенных учреждений определены в статье 161 Бюджетного кодекса, а также отдельными положениями Закона № 7-ФЗ.

    Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

    Бухгалтерский учет бюджетные учреждения ведут в соответствии с Инструкцией № 157н и «Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н (далее Инструкция № 162н).

    В начале 2013 года Минфин России выпустил письмо от 21.01.13 № 02-06-07/155, где дал ряд рекомендаций, касающихся в первую очередь получателей бюджетных средств, то есть казенных учреждений. Однако, по мнению Минфина, бюджетные и автономные учреждения тоже должны отражать принятые обязательства, в том числе денежные, принимая во внимание рекомендации, данные в указанном письме.

    Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных?

    Понятие бюджетных и денежных обязательств приведено в статье 6 Бюджетного кодекса:

    бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

    денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (сметных назначений) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ).

    Согласно пункту 4 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами.

    В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств.

    Учет обязательств в казенных учреждениях

    Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н  и Инструкции № 162н.

    Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.

    В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:

    • обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров;

    Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.

    • обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
    • обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных  обязательств (выплат);
    • обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
    • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).

    В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.

    Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н.

    По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».

    Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях

    Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155, бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.

    Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:

    • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
    • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) — в сумме заключенных соглашений;
    • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:

        — в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, если иное основание для предоставления субсидии на иные цели не предусмотрено нормативными правовыми актами,

        — в объеме лимитов бюджетных обязательств соответствующего бюджета на указанные цели, если в соответствии с нормативными правовыми актами основанием для предоставления субсидии на иные цели не является заключение соответствующих договоров (соглашений);

    • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений, обусловленных соглашением (договором), предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году, — в сумме заключенных соглашений (договоров).

    Принятие бюджетным (автономным) учреждением соответствующих расходных обязательств (в пределах доведенных плановых назначений) отражается так:

    Дебет 0.506.Х.0.200,300  Кредит 0.502.Х.1.200,300

    Принятие бюджетным (автономным) учреждением денежных обязательств (в пределах принятых расходных обязательств) на основании первичных бухгалтерских документов (табель, накладные, акты, счета-фактуры и т п.) отражается так:

    Дебет 0.502.Х.1.200,300  Кредит 0.502.Х.2.200,300

    Яндекс.Метрика